СОКРОВИЩА ЖИВОПИСНОЙ ПУСТЫНИ

Ольга Кузнецова

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

В 1906 году президент Теодор Рузвельт издал первый в истории страны документ, известный как ”Antiquities Act” в защиту памятников древности, находящихся на землях Соединённых Штатов, а также на контролируемых ими территориях. Согласно этому закону, 8 декабря 1906 года ”Petrified Forest” стал Первым национальным памятником Соединённых Штатов. Позже, в 1962 году, он был преименован в ”Petrified Forest National Park”. И в этом статусе в декабре 2006 года он отметил своё cтолетие.

А история его начиналась так.

В 1800-х военные геодезисты и картографы, исследуя западные земли, привезли на восток удивительные рассказы о ”дивной цветной пустыне и её деревьях, превратившихся в драгоценные камни”.

”Painted Desert”, ”Petrified Forest” (”Живописная Пустыня”, ” Каменный Лес”), – так назвали первопроходцы эти земли посреди пустынной Аризоны.

С тех времён толпы желающих разбогатеть внесли свою заметную лепту в расхищение тонн окаменевших останков древнего леса. Драгоценные минералы использовались в декоративных целях, для ювелирных поделок и как сувениры.

Исторический Акт президента Рузвельта положил конец мародёрству, взяв под защиту каменных пришельцев из древнего мира, возрастом в 225 миллионов лет…

O необыкновенной пустыне и чудесных превращениях древнего леса я услышала впервые от близкого родственника. Для меня эта история прозвучала примерно как ”Остров Сокровищ” Стивенсона. Следуя народной мудрости, согласно которой ”Лучше один раз увидеть…”, мы отправились на юго-запад Америки.

Старт взяли с восточного Техаса, который называют сосновым краем (Pine Country).

Пейзаж, напоминающий российский- с густыми хвойными лесами и ровной шеренгой сосен-великанов вдоль дороги, радовал глаз и сердце до самого Далласа. Чем дальше к западу уводила дорога, тем разительнее были перемены ландшафта. Стройные сосны уступали место коротышкам- мескитовым деревьям.

Нью-Мексико, который называют мостом в золотое кольцо каньонов, также многолик, как и Техас. Сцены за окном сменялись, как в калейдоскопе. Пустыня поcтепенно ”одевалась”, её пространства заполнялись холмами, холмы обрастали лесами и на глазах поднимались горы со снежными пиками вершин.

A за пограничным Гэллапом (Gallup) была уже Аризона. При въезде в солнечный штат мы попали в страну скалистых утёсов. Кое-где творческая рука человека дополнила и без того совершенную работу Создателя, украсив вершины скал скульптурными изображениями животных.

Пустынный пейзаж за окном становился всё более монотонным и безликим и было почти невозможно поверить, что уникальное геологическое чудо всего лишь в нескольких милях отсюда.

Оно возникло перед нами внезапно, похожее на гигантскую палитру, на которую художник, не имея определённого замысла, выдавил краски, отражающие его мажорное настроение. И получились холмы причудливой формы: розово-коралловые, нежно-сиреневые с шоколадными вкраплениями. Тёмно-оранжевые углубления в них походили на сказочные пещеры, извилистые бирюзово-сиреневые впадины напоминали высохшие ручьи…

Вышедшее из-за облаков солнце заставило зазвучать всю гамму красок этой удивительной живописной пустыни. Иногда чувство реальности покидало, и казалось, что мы на другой планете.

По мере нашего движения вперёд, менялась и цветовая палитра пустыни. Следующее её ”полотно” было выразительным и ярким, в его гамме преобладали контрастные цвета- белые, рубиновые, махогоновые. ”Зелёная Пустыня” охладила эмоции своей прохладной успокаивающей палитрой, ”Blue Mesa” уже своим названием предвосхитила пейзаж с лазурными холмами.

Но солнце в это время года ненадёжно, оно спряталось так же неожиданно, как и показалось. Увы, большинство фотографий пришлось делать под покровом огромной чёрной тучи, разрядившейся мелким дождём. Прежняя вакханалия красок превратилась в нежную пастель.

Следуя указателям, объезжаем пустыню и приближаемся к Каменному Лесу или Petrified Forest.

Вблизи окаменевшие деревья казались спрессованными драгоценными камнями. Даже пасмурная погода не смогла омрачить чистоты и прозрачности их цветов. Изумрудно-зелёные, голубые, сапфирово-синие, алмазно-белые, чёрные- всей палитры не описать. Попытки сдвинуть с места эти деревья-камни успехом не увенчались, они оказались на удивление тяжёлыми.

Если бы эти каменные сокровища умели говорить, то какую захватывающую историю своего превращения они бы открыли нам! Они, вероятно, рассказали бы, что 225 миллионов лет назад на месте этого высокогорного плато были заливные луга древнего тропического суперконтинента. По берегам водоёмов росли могучие хвойные деревья, по виду напоминающие сосны и кипарисы. Вглубь и вширь разросшиеся корнями, высоко устремив стать своих необъятных стволов, они казались монументами мощности и вечности. Но время и бушующие стихии поочерёдно разделывались и с ними. Сваленные гиганты подхватывались стремительными потоками вышедших из берегов водоёмов и выбрасывались в лоно заливных лугов. Там они оставались до полного погребения под слоем ила, тины и вулканического пепла.

Этот плотно спрессованный многослойный покров отрезал доступ кислорода к деревьям, замедлив таким образом процесс их разложения.

Подземные воды проникали сквозь гигантские стволы, постепенно замещали их деревянную структуру кремнезёмом. Они медленно и упорно совершали свою преобразовательную работу. Время шло, кремнезём выкристаллизовывался в кварц, навечно сохранив в камне память о деревьях-гигантах, росших на заливных лугах 225 миллионов лет назад.

В 20-х годах прошлого столетия учёными-палеонтологами был раскрыт секрет удивительных цветов каменных сокроивщ Аризоны. Дело в том что насыщенные кремнезёмом воды несли с собой и богатство минералов. Железо, углерод, марганец, кобальт и хром формировали рисунок и многообразие цветовых сочетаний, запечатленных в камнях, в которые превратились бывшие хвойные гиганты.

После провозглашения в 1906 году древнего Каменного Леса национальным заповедником в 1932 г. были куплены у местных фермеров ещё 53000 акров земель Живописной Пустыни, и в 1962 национальный памятник приобрёл статус Национального Парка. На его территории вы найдёте наскальные рисунки, пещеры-жилища и другие следы древних поселений. Археологами был восстановлен Агатовый домик, полностью построенный древними индейцами из сверкающего каменного леса. Учёные полагают, что не столько сияние камней привлекло внимание древних строителей, сколько прочность и изобилие строительного материала. Учёные до сих пор пытаются разгадать, почему след цивилизации, просуществовавшей на этих землях около 10 000 лет, затерялся приблизительно 1400 лет назад. Как и продолжают изучать то, что было на этой земле 225 миллионов лет назад, в поздний Триасовый период…

История, рассказанная в камне, не заканчивается. Холмы и возвышености живописной пустыни и по сей день дарят бесценные сокровища. А природные стихии, этот неутомимый скульптор, продолжают изменять облик пустыни, даря незабываемое ощущение открытия тем, кому довелось увидеть это чудо.