ЗАПИСКИ НОВИЧКА О 16 СЛЕТЕ КСП-SOUTH

Елена Паттон

ksp2Если люди собираются у костра и ночь напролет поют песни, значит, зачем-то им это нужно.

С 2003 года в Техасе проходят фестивали авторской песни. В минувшие выходные прошел 16-й слет, для меня пилотный. Два раза в год весной и осенью в индейской резервации, в кемпинге с названием (как из Фенимора Купера) Озеро Большой Пчелы, собираются любители бардовской песни, объединенные языком и общим культурным базисом советского замеса. К счастью, это не исчезает, не растворяется в пресловутом «котле» американской культуры.

По сравнению с размашистым Грушинским, на который съезжаются десятки тысяч людей со всей страны, масштаб техасского фестиваля выглядит, конечно, скромнее. И слава Богу. За последнее десятилетие самарская Груша превратилась в формально- коммерческое предприятие, которое разъела ржа предпринимательства. Понемногу вышел весь дух романтики. А комфорт, кстати, так и не пришел (даже приехав на машине, весь турскарб приходится тащить от парковки на себе). А основная масса туристов прибывает на электричке и спускается с крутой горы. Впрочем, я там давно уже не была.

Не осуждаю, но грущу. Наверное, управлять такого размаха мероприятием, не касаясь финансовой стороны дела, невозможно. Но она же всех и развела. Понятно, что всё стоит денег, без них долго не могла решиться даже проблема туалетов, и несметная рать туристов нашла альтернативное решение, уйдя в кусты. А когда деньги нашлись, видимо были они настолько небольшими, что пришлось отдать предпочтение максимально удешевленному строительному “проекту”. Зато небанальному. Было принято решение считать туалетами обтянутые плотной черной пленкой ( в которой любознательные мальчишки ковыряли “глазки”) прямоугольные участки без дверей, с интригующей лабиринтообразной планировкой и уютным общим помостом внутри. Ответственность за снабжение туалетной бумагой возлагалась на пользователей. Почему-то в дамскую часть удобств всегда змеилась живая очередь, которая, впрочем, выглядела полуживой.

Техасский КСП в этом плане – фешенебельный курорт. Да и в плане масштаба мероприятия мне ближе семейно-ориентированный формат слета, на который в этом апреле собралось, по прикидкам, человек 500, если считать детей, и гораздо больше 600, если посчитать и собак.

Учитывая то, что русскоязычный круг здесь всё-таки не огромен, – процентов 80, мне кажется, знакомы друг с другом, что тоже добавляет фестивалю атмосферу семейно-дружеской встречи на природе.

Машины паркуют вдоль полукилометрового асфальтового променада. На склоне, сбегающем к озеру, вырастает палаточный городок. Народ обживает свои пронумерованные площадки под сенью деревьев, где лежат узорные тени на припорошенной сосновыми иголками земле, местами перевитой древесными венами корней. Костровища, места для барбекю, столы-скамейки, вода в кране – всё прилагается. И все три дня над лагерем стоит звуковой шатер.

У костров звучат лучшие песни, которые были рядом с нами всегда, всю нашу жизнь, которые мы порой не замечали, как не замечаешь воздух, им дышишь.

К сожалению, это и закончится с поколением, приехавшим из России. Для детей, родившихся в Америке, родным языком становится все-таки английский, даже если дома говорят по-русски. И это логично, ведь за пределами дома лежит англоязычный мир.

В субботу днем на эстраде дают возможность проявить себя юным талантам. И нет ничего трогательнее этого зрелища! Дарования, смущаясь, поют русские песни и очень милы, некоторые даже умеют петь. Но главное всё же – участие. Ведь для этих цветов жизни, растущих на американском газоне, владение русским языком, само по себе, победа (и заслуга их родителей).

ksp0В основном вечернем концерте со сцены звучит много нового, авторского. Уровень исполнения разный, но благодарная публика тепло принимает всех. Мне очень понравился секстет с песней про пароход. В этот раз на фестивале было двое приглашенных гостей. Жаль, что бард из Калифорнии вчистую проиграл в борьбе с зеленым змием, поэтому выход на эстраду был затруднен. Правда жаль, песни у него вроде неплохие.

Зато ария харизматичного московского гостя Александра Щербины удалась. Профессионализм, талант, личное обаяние и хорошие песни. А когда под занавес гость запел романтический гимн моего детства «Все губы твои да бантики, да прядь золотых волос…», настырная память снова начала отматывать ленту назад…

Школьные летние каникулы и пионерлагерные смены, в конце которых девочки аккуратно переписывали в песенники слова полюбившихся любовных шлягеров, вроде «Всё губы твои да бантики». Не иметь украшенного вырезками из журналов песенника считалось несовременным и даже неприличным. В конце смен девочки писали друг другу напутствия, пожелания «с хорошим мальчиком дружить» и полезные советы «не давать поцелуя без любви». Боже, что за целомудренные времена были…

Но вот официальная часть слета завершена, на лагерь опустилась ночь. После общего концерта запылали костры, вокруг которых, как язычники, поклоняющиеся огню, уселись люди с гитарами и снова зазвучали песни. Где-то поблизости скрипка спиралью закручивала страстную мелодию, взмывавшую в черное небо. Где-то прорезался саксофон, откуда-то слышны переборы аккордеона…

Последние аккорды прозвучали, по-моему, ближе к 5 утра, когда моё измученное впечатлениями дня тело, сложенное в палатку, пыталось согреться, для чего натянуло на себя все одежды. По ошибке мы взяли неправильные спальные мешки. Ночью было холодно, так что я чуть не обледенела, правда, утром оттаяла.

Бывает, проснешься как птица –
Крылатой пружиной на взводе
И хочется жить и трудиться!..
Но к завтраку это проходит

Завтракали долго и подробно, делясь впечатлениями от вчерашних событий. К полудню снова стало жарко. Мы гуляли по берегу озера, по лесу, в котором спрятался мостик у заводи, над которой мельтешили невиданные чернокрылые стрекозы.

ksp1Бардовская песня появилась в моей жизни в студенческие годы, как откровение, как источник душевных вибраций, и осталась со мной навсегда. А вот туристическая жизнь в прежние времена слегка отличалась от теперешней. К походам нужно было готовиться заранее, с трудом извлекая продукты из полупустых магазинов, отоваривая талоны на спички и вермишель, и убеждая маму пожертвовать гречку и тушенку на дело развития студенческого туризма.

Газеты с собой на растопку, рулон туалетной бумаги вместо салфеток, посиделки с кружкой ароматного чая (не из пакетика!) на походных ватных одеялах, на земле, на бревне или на туристической табуретке, которая деликатно складывала рахитичные ножки и норовила свалиться вместе с седоком от любого чиха, печеная картошка (объеденье!), черные от сажи котелки с душистой ухой из свеженаловленной рыбы, покачивающиеся над огнем, прикопанные в прибрежной зоне бутылки с квасом и водкой (портвейн для дам), развешенные по палаточным стропам купальники на просушку, мытье посуды с песком в холодной речке… Романтика!
И полные достоинства юные мужчины с топорами, первобытные добытчики дров, повелители огня. Всё, что было необходимо для походного быта, строилось на месте: очаг из камней, жердь для котелков, положенная на рогульки, столы на пеньках, скамейки из бревен, коптилка из прикопанной в землю бочки…

Чуть не забыла сказать, у меня прекрасный голос, если бы к нему был ещё и слух, я бы тоже обязательно запела, порой очень хочется… Ну и что, что я не пою, зато я выразительно молчу, причем во весь голос, ведь благодарные слушатели тоже важны, не так ли?

Итак, пилотный заезд на КСП прошел успешно. Мне всё понравилось, у фестиваля определенно есть душа (благодаря людям, которые вкладывают в него свою душу). А вот чего бы ещё я добавила, так это немного «шутки юмора», изюминку, перчинку, игровую нотку и персональности, что ли.

А не добавить ли к эмблеме КСП детский вариант с пчелкой, раз уж она обосновалась на этом озере, и что-нибудь вроде девиза “Let it Bee”? И песенка есть чудесная про пчелочку златую…

А не дать ли каждому сайту оригинальное имя, например, «Мудрые орлы», «Поющие куропатки», а если такие названия уже имеются, то пусть бы над каждым сайтом гордо развевался собственный штандарт, а не стояла бы скучная табличка с порядковым номером.

А знаете, почему Грушинский фестиваль называется Грушинским? По имени самарского студента Валерия Грушина, который спас детей, тонувших в таёжной реке, но сам не выплыл. Было это, если не ошибаюсь, году в 62-м. Друзья, собравшиеся вспомнить Валеру, с гитарами и палатками, положили начало традиции слетов. Кто вспомнил бы Грушина через 50 лет, если бы не его друзья?

В последней номере “Нашего Техаса” была заметка про Валерия Алехина, погибшего на пожаре в Галвестоне при спасении жизней других людей. Герои достойны того, чтобы их помнили. Может быть, это тот самый случай?

А не провести ли на следующем КСП пару диспутов на оригинальную тему? Например: «Могут ли быть хорошие примеры заразительны», «Как увидеть голубую мечту сквозь розовые очки» и др. Смешно, тренировка мозгов, упражнения в остроумии, регламент может быть кратким, не больше минуты на ответ. Хотя, в общем КСП, конечно, не КВН, и мои бредовые мысли – вовсе не рекомендации.

И все-таки, господа, может быть у вас тоже есть идеи, ведь до следующего слета осталось всего полгода!

Смотрите наш альбом фотографий со слета!