Открывшаяся в хьюстонском Музее естественных наук выставка «Сокровища Украины» поражает и вызывает множество вопросов. Вернее, в музее представлено две независимые выставки, одна из которых называется «Священные образы XI – XIX столетий», а другая – «Древняя Украина».
А начиналось все задолго до открытия. Своим рассказом поделился президент некоммерческой организации «Международное искусство и образование» Григорий Гурофф, приехавший на открытие украинской выставки в Хьюстон.
Господин Гурофф работал культурным атташе в американском посольстве в Москве в 1982-1985 годах. Занимался координацией научно-экономического и культурного обмена между США и Советским Союзом в правительствах Рейгана и Джорджа Буша. Историк и экономист по образованию, он не является профессиональным искусствоведом. Но вся его жизнь связана с искусством и с Россией. Григорий Гурофф родился в США в российской семье, где большое внимание уделялось искусству. Отец – прекрасный пианист, ученик Генриха Нейгауза, уехал из Питера в 1924 году, но рано умер. Мальчик выучил русский язык, чтобы читать письма от бабушки и всей отцовской семьи, которая осталась в Ленинграде. Многолетняя работа с послом США в России Артуром Хартманом привела к созданию организации «Международное искусство и образование», которая, кроме всего прочего, занимается организацией больших художественных выставок. Многие помнят выставку импрессионистов из Пушкинского музея в Хьюстоне несколько лет тому назад.
В совет директоров этой организации входят бывшие послы США, работавшие в различных странах Восточной Европы, а также известный коллекционер предметов российского искусства Никита Лобанов-Ростовский. Именно он и предложил заняться искусством Украины, которое американской публике известно мало.
Занялись украинским модернизмом, познакомились с украинскими коллекционерами. «Украинская школа в Америке вовсе не известна. Но с местными коллекционерами было работать довольно сложно, пока мы не встретились с директором Киево-Печерской Лавры», – рассказывает Григорий Гурофф. В Лавре хранится около 3500 икон. Еще одна замечательная коллекция икон находится в Национальном музее во Львове. Игорь Кожан – директор этого музея – настоящий сподвижник, помог реставрировать и подготовить к выставке большое количество икон.
Находясь в Киеве, Гурофф с коллегами посетил и экспонирующуюся в Лавре выставку золота. Тогда и пришла идея объединять две выставки в одну: иконы и предметы старины. Хотя такая экспозиция очень велика, и не каждый музей в состоянии ее принять. Например, в Хьюстонский музей она приехала целиком, потому что отменилась планировавшаяся ранее экспозиция из российского Эрмитажа (см. «Наш Техас» N287).
И если выставка украинских икон была составлена из коллекций двух музеев, то «Древняя Украина» – полностью частная коллекция. Начало этой коллекции положил известный украинский меценат Сергей Платонов, скончавшийся в 2005 году. Он стал коллекционировать предметы искусства Украины, когда в начале 90-х годов попал в антикварную лавку в Берлине. В интервью корреспонденту газеты «Факты и комментарии» Сергей Платонов рассказывал: «Магазин был увешан старинными православными иконами. Там я воочию убедился в том, каких чудовищных масштабов достиг вывоз за рубеж наших старинных ценностей. До этого случая я коллекционировал только живопись. Увиденное в Берлине, а затем в каталогах известных в мире аукционов стало толчком к тому, что я начал собирать древности». Иного пути воспрепятствовать их вывозу Платонов не видел.
Собранная Платоновым археологическая коллекция «Платар» насчитывает тысячи экспонатов, в том числе уникальных. Это вещи народов, живших в древности на территории Украины: скифов, сарматов, гуннов, готов, греков, славян… Средства для пополнения коллекции Платонову приносил бизнес – добыча и переработка гранита в Житомирской области. Но средств не хватало, и тогда он обратился за помощью к известному бизнесмену Сергее Таруте. По словам старшего сына Сергея Платонова Николая, «чтобы собрать за короткий срок столь богатую коллекцию, отцу не хватило бы своих денег – весомейшую поддержку оказал его близкий друг, единомышленник и совладелец коллекции Сергей Тарута».
Сейчас коллекция «Платар» (Платонов – Тарута) принадлежит семье Платоновых и Таруте примерно поровну. По словам Николая Платонова, который вместе с отцом начинал собирать эту коллекцию в 1991 году и теперь продолжает его дело, коллекция «Платар» в целом насчитывает около 8000 экспонатов и постоянно пополняется. «Главные приобретения касаются трипольской культуры, потому что это наш основной раздел, на котором держится вся коллекция. Величие трипольской культуры бесспорно, и мы, как люди со здравым смыслом, взяли ее за первооснову. Но «Платар» – это не только трипольская керамика, это и скифское золото, и античные украшения, чаши, амфоры, и римские фрагменты скульптур, светильники, амулетницы, византийские подвески, фрагменты материальной культуры Киевской Руси. Время от времени невероятно красивые и древние украшения из коллекции появляются на обложках журналов и на самых надежных женщинах нашего времени. Да, однажды старинные золотые аксессуары дали поносить Софии Ротару в клипе «Одна калина», во второй раз – одолжили первой леди Украины Екатерине Ющенко на церемонию инаугурации Президента».
Материальные остатки трипольской культуры имеются в 19 из 27 областей Украины. Если бы научные экспедиции нормально финансировались, можно было бы заключить не одну такую коллекцию. Николай Платонов говорит, что к нему новые экспонаты попадают от коллекционеров, из клуба коллекционеров уже отреставрированные. Реставрация трипольского горшка, которую умеет сделать любой ловкий керамист, а то и студент-археолог, по крайней мере их этому учат, может стоить несколько сотен долларов, а отреставрированный трипольский горшок – больше тысячи у.е. Гуляют и ловкие подделки, но на всякую подделку есть хороший эксперт».
Об источниках поступлений коллекции Сергей Тарута говорит так: «Сергей Николаевич знал очень много коллекционеров, он был членом клуба коллекционеров, куда все приходили, где обменивались экспонатами. У него была большая коллекция живописи, которую в последние годы он всю продал или обменял на предметы, что мы сегодня видим».
Сергей Тарута и Николай Платнов планируют построить в Киеве музей для своей коллекции. Григорий Гурофф считает их настоящими георями. Они не дали этим предметам уплыть из страны, они не хранят их под семью замками, а наоборот, выставляют для всеобщего обозрения и изучения.
Экспозиция, выставленная в музее Хьюстона открывает глаза на богатейшую и необыкновенно древнюю историю Украины. Религиозная история славянской земли довольно сложная. Искусство иконописи пришло сюда из Византии. Почему же украинские иконы так отличаются от русских? В то время как российские иконы жестко следуют канонам, украинские – более свободны, красочны, в них введены элементы фольклора. Дело в том, что Украина не была такой закрытой страной. Она была гораздо более открыта и на Запад, и на Восток, подвержена влиянию европейской культуры. После крещения международные связи Киева значительно расширились и окрепли. Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Средней Европы как равный и полноправный член христианского общества. Политические отношения скреплялись брачными союзами. Болеслав Храбрый, князь польский, сватался за дочь Владимира Предславу; его преемник Казимир был женат на другой дочери Владимира, Марии Доброгневе. Младшая дочь Ярослава, Анастасия была замужем за венгерским королем Андреем, старшая, Елизавета – за знаменитым норвежским королем Гаральдом Гардрада. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде.
«Что же касается древности, то Украина – цивилизация, расположенная у Черного моря, существовала задолго до Древнего Египта, – считает Григорий Гурофф. – Мы не знаем абсолютно достоверно, так как у этой цивилизации не было письменности. Об этом говорят найденные здесь предметы старины. Но символы, нанесенные на гончарные сосуды, свидетельствуют о том, что эта земля повлияла и на развитие Китая, и на многие другие земли».
Относительно Триполья существует множество противоречивых точек зрения. Но когда речь заходит о культуре этих племён, даже самые отъявленные скептики вынуждены признать, что трипольская культура, в первую очередь, керамика, несомненный мировой феномен.
Приходите на выставку и убедитесь сами. Выставка будет открыта до 5 сентября.