РУБРИКА: ФИЛЬМЫ ДОКФЕСТ – 2019

Одна из самых выразительных сцен фильма - инспирированная режиссером встреча вновь избранного президента со своей классной руководительницей

В рамках ежегодного фестиваля документального кино в Техасе «Образы России», проводимого Русским культурным центром уже 13-й раз, будет показано 2 фильма: «Красная Душа» Джессики Гортер и «Свидетели Путина» Виталия Манского. Как обычно, фильмы будут показыны на многих площадках Техаса, вход бесплатный для всех желающих. Свои работы будут представлять режиссер из Нидерландов Джессика Гортер и продюсер киностудии «Вертов» Наталия Манская. Наталия уже приезжала к нам вместе со своим супругом два года назад с фильмом «В лучах солнца».

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ: «СВИДЕТЕЛИ ПУТИНА» – ЭТО ФИЛЬМ О НАС»

Одна из самых выразительных сцен фильма – инспирированная режиссером встреча вновь избранного президента со своей классной руководительницей

Манский – известный российский документалист, один из признанных во всем мире мастеров документального кино. На его счету десятки фильмов, лучшие и самые известные из которых («Частные хроники», «Благодать», «Труба», «В лучах солнца») удостаивались призов на многочисленных международных фестивалях.

Фильм «Свидетели Путина» открывается с признания его автора в том, что немалая часть составившего новый фильм материала – из съемок для картины 2001 года «Путин. Високосный год», которая делалась в 1999-2000 годах, в момент прихода Путина к власти. Остальное – то, что не было использовано и осталось от тех съемок.

В центре сюжета один день – 25 марта 2000 года, когда состоялись досрочные выборы президента России. Главной интригой тогда было – победит ли Путин в первом туре.

В объектив режиссера попало семейство Ельцина, с волнением ожидающее результатов голосования; Михаил Горбачев, который после заполнения бюллетеня «не отказал себе в удовольствии выпить с бывшими соратниками»; предвыборный штаб, где Путин отмечает победу. В этом фильме Манский показывает кадры непротокольного и неожиданно человечного общения с новоизбранным президентом.

Празднование победы в избирательном штабе Путина. За спиной новоизбранного президента – глава штаба Дмитрий Медведев

Вот как рассказывает об этом в интервью корреспонденту Русской службы ВВС сам режиссер: «Я бы не называл это старым материалом, более точное название – архивный материал. И, естественно, архивный материал не должен иметь и не имеет никакой эксклюзивности. Эта картина могла бы быть сделана вообще полностью из материала, который существовал в публичном пространстве в те годы, и от этого она не перестала бы быть важной и актуальной сегодня.

Именно это – важность и актуальность – и были основным мотивационным толчком для возвращения к урокам прошлого, которые, мне кажется, мы не только не извлекли, но и даже не поставили на повестку дня сегодня. Мы – это все мы, каждый из нас, и я в том числе. Степень ответственности отдельного человека перед последствиями, которые возникают в результате его бездействия, – это достаточно важный в контексте российской действительности вопрос.

Для меня как документалиста, безусловно, интересны происходящие в обществе процессы, которые можно зафиксировать и предложить обществу для актуального или последующего анализа. Что и является основной функцией летописца, или кинолетописца.

Симпатия в какой-то момент действительно возникла. Симпатия к человеку, который, оказавшись на самом высоком государственном посту в России, имел еще некую связь с реальностью. И это вселяло надежду, что то самое ощущение, тактильное ощущение жизни, понимание жизни, неких жизненных законов он привнесет во властные кабинеты, чего не было очень долго. По крайней мере, последний период ельцинского правления уж точно.

Он имел связь с реальностью и также обладал определенным умением завладеть доверием, расположением, ощущением искренности в общении. Является ли это хорошо выученным уроком в тех институтах специальных служб, которые он проходил, я и по сей день до конца не знаю, но умение расположить к себе у него, безусловно, было.

Победу Путина на выборах в семье Ельцина воспринимали как личную победу. Слева направо: Наина Ельцина, Татьяна Дьяченко, Борис Ельцин, Михаил Лесин

Но при этом, уже теперь, отсматривая материал в контексте работы над новым фильмом, я задавался вопросом: ведь он тогда еще только-только должен был выйти на так называемые выборы в марте 2000 года или только их прошел, и еще не исполнился год, как он находится в президентском кресле, а уже немалая часть моих вопросов была связана со сменяемостью власти. Я даже искал в этих кадрах какие-то поводы, которые заставляли меня дергать за эти ниточки.

Формально их не было в тот момент, ну, правда, не было. Но что-то меня подтачивало, и я постоянно на это соскальзывал. И это оказалось очень важным сегодня материалом, очень важным артефактом, потому что, оказалось, что это и есть самое важное, что можно было тогда с ним обсудить».

Одной из самых впечатляющих сцен в фильме, по мнению корреспондента Александра Кана, стали сцены, снятые дома у Ельцина, – бесценные по своей красноречивости кадры, которые были засняты Манским. Шокирующими сегодня выглядят тот восторг и умиление, с которым все семейство – и Борис Николаевич, и Наина Иосифовна, и больше всех Татьяна Дьяченко – воспринимали победу Путина на выборах.

Вот как рассказывает об этом Виталий Манский: «При всем лоббировании и продвижении разными силами Путина как преемника конечное и единоличное решение принимал сам Ельцин. И эйфория, которая была на тот момент в этом доме, была в немалой степени еще и игрой на Ельцина, как некое подтверждение: «Мы же были правы – как мы говорили, так

все и случилось, и твои опасения, что он не проскочит первый тур, они напрасны, мы все просчитали, мы правильные аналитики, мы правильно все делали».

Виталий Манский (в центре) на съемках фильма в доме Ельцина

И еще для меня очень важен взгляд Татьяны ровно год спустя, когда Ельцин смотрит по телевизору уже ставшее архивным его прощание: «Я устал, я ухожу» и первые слова Путина. Взгляд Татьяны на отца, мимолетный, но абсолютно неслучайный. И сам Ельцин. За годы его правления мы его изучили, у него были две основные позы: либо открытая к диалогу и действию, либо закрытая, когда он сжимал плечи и уходил в себя, откатывался. И вот тут Ельцин откатившийся, он как бы дистанцирует себя от экрана и уже внутренне негодует.

А за год у него было немало поводов негодовать. Базово Путин выполнил все условия соглашения. Но, кроме базы, есть еще необходимость ответить на звонок в день выборов, например. И этот взгляд очень важный, очень красноречивый, может быть, главный, если говорить о Ельцине».

В фильме Путин открыто аппелирует к советскому прошлому. Самое яркое проявление этого – возвращение советского гимна. В фильме есть фантастическая по своей выразительности сцена записи гимна в присутствии отца и сына Михалковых – как они слушают, как переживают, как Никита Сергеевич предлагает звонницу.

В частном разговоре Путин говорит Манскому, что таким образом отвечал на чаяния народа, а режиссер с ним спорит.

В картине режиссер пытается найти ответы на вопросы, которые спустя 18 лет встали перед участниками той предвыборной кампании и голосовавшими за Путина. Можно ли было тогда предположить, каким будет его президентство и насколько оно затянется? Остаются ли «свидетели» кампании лишь свидетелями, или же они стали молчаливыми соучастниками? Почему большинство членов предвыборного штаба 2000 года вскоре ушли в оппозицию?

Фильм будет показан в Университете A&M в Колледж-Стейшн, в Университете Хьюстона, а также в Русском культурном центре. После каждого показа можно будет побеседовать с продюсером фильма Наталией Манской.