К 200-ЛЕТИЮ ВОЙНЫ РОССИИ С НАПОЛЕОНОМ

Марк Зальцберг

Начало в #324, 325, 326.

m«Здесь человека берегут,
Как нa турецкой перестрелке!
Насилу щей пустых дадут,
И уж не думай о горелке»
А. Пушкин.

Итак, Наполеон ускользнул при явном невмешательстве Кутузова. Русские войска оказались в декабре в Вильне, а война продолжалась еще два с половиной года до окончательного разгрома Наполеона при Ватерлоо летом 1815 года объединенными войсками России, Англии, Австрии и Пруссии. Много десятков тысяч русских погибло,столько же погибло войск союзников России, много городов и деревень в Европе было стерто с лица Земли и многих миллионов стоило это нелепое продолжение войны. Всего этого не было бы, если бы Наполеон был пленен в России зимой 1812 года. И сделать это было вполне возможно, если верить всем мемуаристам, свидетелям событий, среди которых были офицеры и генералы русской армии.

Тяжело больной, измученный колоссальной ответственностью и непосильной работой Кутузов, осыпанный царскими милостями, деньгами и высшими наградами, но отставленный от командования по болезни, умер 28 апреля 1813 года в немецком городке Бунцлау. Война покатилась дальше, но попробуем проследить, что же происходило до смерти Кутузова при Березине и далее в Вильне и по дороге к ней. Как известно, через Березину переправилось не более 30 тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии, остальные погибли от холода, голода, болезней и боев по дороге и при переправе. В Вильне же были похоронены многие тысячи солдат в огромных ямах. И до сих пор археологи находят новые братские могилы.

Многие сильно удивятся, узнав, что из начавшего свой путь от Тарутина 100-тысячного русского войска к Березине подошло тоже не более 30 тысяч человек. И это при том, что был только один серьезный бой под Красным 6-9 ноября, где русские наголову разбили корпус маршала Даву. Русские войска шли по своей освобожденной территории, а около 70 тысяч воинов погибло и осталось в тылу по болезни. Снабжение никуда не годилось, а лучше сказать ,что его и вовсе не было. Интенданты по-прежнему крали обеими руками, теплой одежды тоже «почему-то» в вечно холодной России не хватало, сапоги были изодраны, врачей и медикаментов тоже было раз в 10 меньше, чем положено по штату. Солдаты и многие офицеры часто ложились спать голодными. Наступление не было организовано вовсе. И в этом нельзя винить Кутузова. Он не раз говорил, что повесил бы негодяев снабженцев, но не может же он повесить их всех. Один человек, даже главнокомандующий, не может бороться с традиционной, столетиями существующей системой.

Морозы были суровыми, люди спали в снегу под открытым небом и гибли от нехватки продовольствия, медицинской помощи, от болезней и холода. Пушки бросали, так как лошади падали тысячами. И снова аналогия: в 1943-45 годах, когда советская армия непрерывно наступала, а немцы только оборонялись, соотношение советских и немецких потерь было не лучше, чем пять к одному в пользу немцев. То же самое происходило и в Крымскую войну в 1855 году, в Первую мировую в 1914-1918 годах и в зимнюю Финскую – в 1939-1940 годах.

В конце 19 века появились серьезные работы русских военных историков. Те, не боясь и не стесняясь, без ложного патриотизма писали о всех недостатках русской армии и об истинной роли Кутузова в войне.

Талантливый, образованный, необыкновенно способный к языкам человек, выдающийся в прошлом командующий и искусный дипломат, беззаветный храбрец и наездник, он с честью и пользой послуживший своей Родине, был уже очень стар по меркам того времени и тяжело болен, когда его призвали послужить России в последний раз. И он, несмотря ни на что, хорошо послужил ей в этой войне. Имя прославленного русского полководца сплотило разваливавшуюся армию, и кто знает, не кончилось ли бы бунтом или иной катастрофой противостояние «немцам», недостойная грызня и соперничество генералов и неорганизованность на фоне катастрофического отступления, потери Москвы и, прямо скажем, преступного поведения командиров по части снабжения армии.

Александр I «властитель слабый и лукавый» по характеристике Пушкина, несмотря на то, что «нос переломил под Аустерлицем»(снова Пушкин), беспрерывно и неграмотно вмешивался в дело руководства войной, мешая всем. О военном искусстве он не имел ни малейшего представления. Александр позорил имя русского царя, о чем откровенно писала ему во множестве писем его необыкновенно умная сестра Елена Павловна, прямо предостерегая его от дворцового переворота. И кто знает, может быть Кутузов, несмотря на все противоречия в стиле своего командования, несмотря на общее недовольство генералов и войска своей политикой невмешательства в ход войны, лучше всех понимал состояние своей армии и ее уязвимость в схватках с Наполеоном.

В свои сорок с небольшим лет, здоровый и деятельный Наполеон был, действительно, грозным противником. Будучи бедным дворянином-корсиканцем, он получил военное образование как офицер артиллерии и стал к тому же отличным картографом, в дальнейшем гениальным тактиком и стратегом. Будучи в разгар революции в1793 году никому неизвестным и голодным лейтенантом, он к 25 годам приобрел во Франции репутацию бесстрашного и грамотного командира. На волне революционного энтузиазма, став во главе армии, он повел ее в Италию, принадлежавшую тогда австрийской короне. «Я поведу вас, солдаты, – говорил молодой генерал Наполеон в 1797 году, – в богатую и прекрасную страну, где вы наконец будете сыты, одеты и обуты. Где вы и сами разбогатеете после стольких лет нищеты и голода».

Франция отбивалась тогда от многочисленных европейских интервентов, в числе которых была и Австрия , желавшая отменить завоевания революции и вернуть на трон ненавистных Бурбонов. Денег во Франции не было, и армия находилась в плачевном состоянии.

Блестящие победы в Италии, где Наполеон проявил не только талант полководца, но и личную неустрашимость в бою, принесли ему любовь и уважение армии и народа, тем более что во Францию потекли миллионами деньги и награбленные богатства, включая богатства Ватикана. Впервые в истории революции армия кормила не только себя, но и республику. Однако Наполеону не хотелось обогащать правящую, бездарную директорию. Он решил, что следует взять власть в стране в свои руки и начать обогащать самого себя.

Читатель, конечно, помнит о десятках блистательных побед Наполеона над австрийскими, прусскими и русскими войсками, захват всей Европы, блокаду Англии, коронацию Наполеона. Помнится и неожиданный мир с Россией после позорного разгрома армий России и ее союзников при Аустерлице. В то время Александр I показал себя, действительно, «слабым и лукавым властителем». Он публично обнимался с Наполеоном, называл его братом, когда они в 1807 году клялись друг другу в вечной дружбе в Тильзите и заключили мирный договор и союз. Этим Александр предал всех своих прежних союзников.

Каково же было русским людям, особенно военным, еще вчера скорбевшим о десятках тысяч русских солдат, убитых в боях с наполеоновской армией в Европе, праздновать теперь мир и дружбу с воинственным и чрезвычайно сильным врагом. Александр хорошо помнил, при каких обстоятельствах он стал царем, не мог не понимать, как к нему относятся теперь в России. Царь не напрасно опасался за свою жизнь.

А что же Наполеон? Разрушив прогнившие феодальные системы в европейских странах, открывши путь капиталистическому развитию, Наполеон дал им новое революционное законодательство «Кодекс Наполеона» и новую демократическую систему государственного устройства. Делалось это, конечно же, не из человеколюбия. Он человеческую жизнь ценил только как жизнь необходимых ему солдат. «Пушечное мясо» – это его выражение. Проведенные реформы облегчали Наполеону управление гигантской империей. Многие законодательные новшества просуществовали во Франции и в европейских странах, кроме Англии, которую ему так и не удалось захватить, до двадцатого века. Его идеи были прогрессивны, его реформы полезны, и в целом все признали, что они были совершенно необходимы в условиях победившей научно-технической революции и расцвета капитализма. Военные успехи Наполеона до сих пор изучают в военных академиях. Император хорошо понимал значение науки и ее прикладную пользу. Его египетский поход, в который он взял выдающихся ученых, ознаменовался крупными открытиями. Было положено начало Египтологии, до него не существовавшей.

Организация образования во Франции до сих пор основана на наполеоновских идеях и системе. Его знаменитая команда, поданная во время опасной атаки турок в Египте: «Ученых и ослов в середину» вовсе не была циничной шуткой. Ослы в пустыне -незаменимое транспортное средство, а середина каре при кавалерийской атаке противника есть самое безопасное место.

Нам же, новым американцам, следует знать,что наполеоновские войны в Европе и особенно с Англией помогли Американской республике выстоять в противоборстве с английской короной, так как французские революционные войска сражались с англичанами в Северной Америке, и некоторые французские генералы руководили подразделениями американской армии. Курьезно то, что американцы до сих пор считают «Увертюру 1812 год» П.Чайковского произведением, посвященным американской революции, и торжественно с громом пушек исполняют ее 4 июля вот уже более ста лет во всех городах и в Вашингтоне.

А в Пантеоне славы в Париже и по сей день стоит гигантский мраморный саркофаг с останками Наполеона, к которому вот уже несколько поколений французов ходят на поклон, отдавая честь французскому гению. Никто в Европе давно не помнит Кутузова , хотя в России память о нем жива как свидетельство великой русской трагедии и великой русской славы. Это Кутузов, в представлении его потомков и современников, уничтожил 500-тысячную французскую армию, вторгшуюся в Россию в июне 1812 года. Это ему и Барклаю-де-Толли стоит великолепный памятник в центре Санкт-Петербурга у Казанского собора на Невском проспекте. Это русские войска в 1814 году вошли в побежденный Париж и принудили Наполеона в первый раз отречься от престола. Об этом до сих пор помнят и во Франции. И этого никто никогда не отменит.

Сейчас в России появилось множество юбилейных работ о войне 1812 года. И по русской традиции при перемене власти или в соответствии с ее новыми указаниями авторы оплевывают свою историю и своих героев. Бессмысленно порочат Кутузова и российскую армию тех лет. Это скверная традиция. Нельзя оценивать прошлые события в угоду моде и политической конъюнктуре. Надо улавливать дух и настроения ушедших времен и ни в коем случае не судить о них, как о вчерашних или сегодняшних.

Надеюсь,что мне удалось избежать этого и показать события такими,какими их видели участники и очевидцы. Мои же комментарии – не окончательный приговор, а сделаны с целью привлечь читателя к активному участию в рассказе и самому сделать выводы из прочитанного.

Следует добавить, что даже в середине 1820-х годов в России все еще обсуждали войну и судьбу Наполеона, сосланного на остров Святой Елены в Атлантике. В «Мертвых душах» Н. Гоголя есть рассказ о том, что собравшись в трактире, помещики и купцы не говорили, как обычно до войны, об охоте или ценах на овес. Разговор шел о том, что англичане выпустили Наполеона с острова, и он снова нападет на Россию. И это после смерти Наполеона в 1821 году.

Собравшиеся чиновники говорят, что есть-де карикатура в газете, где толстый англичанин разговаривает с русским, держа на поводке собаку с лицом Наполеона. «Я дескать натравлю эту собаку на тебя, если будешь плохо себя вести». В «Севастопольских рассказах» Л.Толстого можно прочитать, что по слухам, ходившим в провинции, Наполеона поймали казаки и отправили его в Петербург. А действие рассказов происходило в 1855 году!

Вот какие психологические потрясения произвела эта война в среде русских обывателей и всей страны.