О ПАТРИАРХАХ И ДЕБЮТАНТАХ

Павел Овчинников

pЮбилейный, 30-й по счёту Хьюстонский международный фестиваль, открывается 1 февраля в консерватории Moores School of Music.

За всю его 30-летнюю историю на фестивале выступало несколько российских пианистов огромной величины – Алексей Любимов, которого директор фортепианного фестиваля, Алан Остин назвал «человеком эпохи Возрождения» за универсальность его пианистического стиля, Ольга Керн, Станислав Юденич. И этот год – не исключение.

«Мы стараемся держать марку и приглашаем представителей различных мировых школ фортепианной игры, – говорит Алан Остин. – В современом мире разница стилей менее ощутима. 30 лет назал она была гораздо больше, и поэтому мы пытаемся найти носителей той, старой школы. Для нас большой честью было пригласить Ларису Дедову, представительницу великой русской фортепианной традиции».

Лариса Дедова окончила Московскую консерваторию по классу Л. Н. Оборина в 1974 году, а в 1976-м она завоевала вторую премию на Баховском конкурсе в Лейпциге. Более 20 лет пианистка преподавала в Московской консерватории. Основу её репертуара составляют произведения Гайдна, Бетховена, Брамса, Прокофьева, Метнера, Шумана, Шопена, Чайковского и Дебюсси. Критики отмечают её органичный пианизм, сочность звукового колорита, артистический размах.

В течение многих лет в программе хьюстонского фортепианного фестиваля неизменно присутствует французская музыка. «Мы и сами себя критикуем за то, что слишком уж много музыки французских композиторов выбираем, – смеётся Алан Остин, – но от этого никуда не деться. К примеру, в этом году – 150 лет со дня рождения Клода Дебюсси. А это значит, что для пианистов очень сложно не планировать программу «тематически». Так случилось, что Лариса Дедова выбрала его произведения для своего сольного концерта. Для неё, правда, это очень символично, потому что Дедова – единственная из российских пианистов, записавшая полное собрание сочинений Дебюсси».

Конечно, фестиваль – не фестиваль без участия профессора Эбби Саймона, которого называют «динозавром американской пианистической школы» – организатора первого фортепианного форума в Хьюстоне.
«Самому ему, может быть, этот эпитет и не понравился бы, – говорит Алан Остин, – но он, определённо, – один из последних представителей стиля фортепианной игры, который был популярным в начале ХХ века и который бы я назвал «русским стилем». Саймон получил профессиональную подготовку под руководством таких мастеров, как А. Шнабель и Л. Годовский, Й. Хоффман.

Эбби Саймон – блестящий виртуоз, который покоряет совершенной бисерной техникой, филигранной отточенностью деталей, легкостью, красотой и ясностью подачи музыкального материала. Достоинства пианиста рельефнее всего проявляются в произведениях Шопена, Мендельсона и Равеля, многие из которых записаны им на пластинки. «Эбби Саймон – пианист, которому никогда не изменяет вкус», – писал о нём английский журнал «Records and Recording».

С годами присущие ему качества – поэтичность, музыкальность, отточенная мелкая техника, не поблекли, а наоборот, стали главными отличительными чертами его тонкого и точного стиля. Сейчас Эбби Саймону 91 год, но он продолжает активную исполнительскую и педагогическую деятельность. Программа, которую он представит на хьюстонском фестивале, состоит из сочинений Бетховена, Шумана и Прокофьева.

Третий солист, выступающий на хьюстонском фестивале, Инон Барнатан, родился в Тель-Авиве в 1979 году. Его карьера – типичная история вундеркинда: занятия фортепиано с 3-х лет, первое исполнение с оркестром в 11. Его первым педагогом был ученик Г. Нейгауза Виктор Деревянко. После переезда в Лондон в 1997 году молодой исполнитель учился в Лондонской королевской академии музыки у Марии Курчо (ученицы А.Шнабеля). С 2006 года Инон Барнатан живёт в Нью-Йорке и ведёт активную концертную деятельность.
«Мне особенно интересна его программа «Зримая тьма», – говорит Алан Остин, – по одноименному циклу композитора Томаса Адеса, который играет Барнатан. Программа посвящена тёмным и светлым сторонам бытия. Здесь и «Лунный свет» Дебюсси, и «Вальс» Равеля, и соната Шуберта Ля мажор, и фантазия Стивенсона на темы бриттеновского «Питера Граймса». У него совершенно революционный подход к выбору программы. И это мне нравится». Так что не только «динозаврам», но и совсем молодым исполнителям удаётся поразить своей яркой индивидуальностью.

Кроме сольных концертов, в фестивальной программе – мастер-классы и встречи с музыкантами. Алан Остин обратил внимание на мероприятие, которое он считает одним из интереснейших на фестивале, а именно, на субботнюю ленч-конференцию с пианистами. Мастера рассказывают о себе, делятся своим опытом, отвечают на вопросы публики – и всё в непринуждённой обстановке. Билеты на конференцию доступны любому желающему.

Фортепианный фестиваль в Moores School of Music предваряет премьера оперетты Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки».

«Москва, Черёмушки» – единственное сценическое произведение Шостаковича, которое он смог написать после запрета цензурой в 1930-е годы его опер и балетов. Самому Дмитрию Дмитриевичу решиться на написание произведения в «лёгком жанре» было не просто. «Раньше мне казалось странным, как может серьезный музыкант увлекаться музыкой Иоганна Штрауса или Оффенбаха. И только Соллертинский помог мне избавиться от этого снобистского отношения к искусству», – писал композитор в статье «Думы о пройденном пути».

Впервые поставленная в 1959 году, «жилищно-коммунальная» оперетта «Москва, Черёмушки» звучала необыкновенно злободневно. В ней рассказывалось о радостях и проблемах москвичей, переезжающих из ветхих коммуналок в центре города в отдельные квартиры на окраине Москвы – в район Черёмушки.

После экранизации 1962 года, «Москва, Черёмушки» по непонятным причинам надолго пропала из поля зрения, и только сравнительно недавно начала появляться на сценах Австрии, Франции, Германии, Великобритании и США, а следом вернулась и в Россию. Алан Остин сказал, что музыканты консерватории Moores School с огромным интересом и воодушевлением взялись за это редко исполняемое сочинение.

Думаю и вам, наши читатели, будет небезынтересно совершить путешествие из Москвы в Черёмушки, а также встретиться с выдающимися пианистами современности в Хьюстоне.