3 октября в Menil Collection открывается выставка “Казимир Малевич: супрематизм”.
Российский авангардист Казимир Малевич известен всем и каждому своей программной работой “Черный квадрат”. Сначала “Черным квадратом” модно было восхищаться, потом мода прошла, а “Черный квадрат” остался. У этой картины есть сторонники, есть противники, а больше всего, наверное, в наши дни тех, кто пожимает плечами и говорит: “Ну что в нем, в этом черном квадрате?! Любой бы написал!”
Тем не менее в свое время “Черный квадрат” Малевича взорвал искусство изнутри, положил начало супрематизму, искусству чистой формы, одинаково понятному (или одинаково непонятному) всем, невзирая на разницу в культурном развитии или этническом происхождении. Как и его современники Мондриан и Кандинский, Малевич стремился к художественной утопии, которая в чем-то сродни религиозной живописи, ибо цель у них одна – пробуждать высшие стадии духовного сознания.
Выставка Малевича организована главным куратором Menil Collection Мэтью Драттом в тесном сотрудничестве с Guggtnheim Museum в Нью-Йорке.
На выставке представлены 90 картин и рисунков из частных и государственных коллекций со всего мира. Некоторые из работ никогда прежде еще не экспонировались на Западе.
Экспозиция начинается серией ранних работ художника, чтобы зрители могли составить представление о Малевиче до “Черного квадрата”.
Под знаменем “Черного квадрата” прошли все предреволюционные годы русского авангарда, и не только художники-современники, но и сам Малевич, по мнению большинства историков живописи, долго не мог от шока “Черного квадрата” оправиться. Он много писал простые формы (“Черный крест”, ” Вращающаяся плоскость”, “Красный квадрат”), но, все-таки, по сравнению с “Черным квадратом”, это было уже лишь развитие и продолжение темы.
Малевич считал, что супрематизм переводит в материальную форму различные эмоциональные состояния в динамике их развития. Так это или не так – судить зрителям.
Невероятно интересно прослеживать творческий путь Малевича по его картинам: стили меняются, и чем ближе художник к смерти, тем ближе он оказывается к реализму. Портреты Малевича, написанные в тридцатые годы по стилю и глубине постижения человеческой натуры и судьбы сравнимы с портретами эпохи Возрождения.
В 1930 году Малевич был арестован, власти объясняли этот свой шаг тем, что, дескать, Малевич слишком связан был с немецкими художниками. После ареста художника значительное количество его работ было уничтожено.
Умер Малевич в 1935 году в возрасте 57 лет в Ленинграде.
Выставка Малевича, как и все, что организуется Menil Collection, бесплатна для посетителей. Этот уникальный музей, открытый публике в июне 1987 года, был основан супругами де Менил на основе их частной коллекции современного и старинного искусства. В постоянной экспозиции выставлены почти 15 000 работ, представляющих собой различные художественные течения от эпохи палеолита до наших дней.
Джон и Доминик де Менил бежали в Америку из оккупированной немцами Франции в 1941 году. Джон управлял компанией Шламберже, которая была в свое время основана дядей и отцом Доминик. Здесь, в Америке, они положили начало своей коллекции, которую собирали со вкусом и любовью в течение многих лет. С пятидесятых годов супруги де Менил начали проводить выставки, много лет спустя они решили построить музей и открыть свою коллекцию для публики. В 1973 году Джон умер, и Доминик довела до конца дело создания музея уже одна, поддерживаемая друзьями и советчиками.
Разумеется, Menil Collection не сравнится с Лувром или Эрмитажем, но это одно из приятнейших мест в Хьюстоне, всегда открытое как посетителям, так и самым разнообразным художественным выставкам.
О широте стилевого диапазона выставок музея можно судить еще и по тому, что 3 октября, одновременно с выставкой Малевича, открывается и выставка русских икон “таблеток” из коллекции музея. После смерти мужа интерес Доминик к предметам искусства, связанным с религией, усилился. Музей располагает самой большой коллекцией православных икон в Хьюстоне. На выставке “Таблетки” будет представлено 15 основных икон из Москвы и Новгорода с 13 по 19 век. Выставка продлится до 25 января 2004 года.