Наш собеседник – Генеральный консул России в Хьюстоне Александр Захаров.
Первый вопрос – традиционный. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, чем Вы занимались и где работали до приезда в Хьюстон.
Прежде всего, хотел бы поблагодарить за возможность выступить и приветствовать читателей со страниц такого авторитетного многотиражного издания, как «Наш Техас».
Моя судьба, наверное, похожа на судьбы многих карьерных дипломатов. После завершения учебы в Институте стран Азии и Африки при МГУ имени Ломоносова был принят на работу в Министерство иностранных дел и с тех пор нахожусь на дипломатической службе. В институте изучал английский, фарси и его диалект, на котором разговаривают в Афганистане – дари, немного – пушту, затем немецкий, французский. Длительное время мне довелось поработать в Афганистане, затем в Иране. С 2002 г. в качестве эксперта участвовал в работе российской делегации на переговорах в Вене по вопросам контроля за вооружением и безопасности.
На североамериканском направлении нашего внешнеполитического ведомства – с 1999 г. Занимался российско-канадскими, а с 2000 г. – российско-американскими отношениями. С 2004 г. и до момента отъезда в Хьюстон возглавлял Отдел двусторонних отношений с США Департамента Северной Америки МИД России. Горжусь тем, что мне довелось работать под руководством целой плеяды выдающихся советских и российских дипломатов.
Что касается консульской работы, то, как правило, дипломаты на ранних ступенях своей карьеры проходят стажировку на таком весьма ответственном и сложном участке как консульско-визовые вопросы. Этой проблематикой приходилось заниматься и позднее.
Наверное, это уже слишком много о себе. Думаю, что уважаемых читателей, прежде всего, интересует, как развиваются российско-американские отношения, и в этом контексте – контакты между людьми.
Хотел бы отметить, что за последние годы отношения между нашими странами развивались весьма динамично. Подписан ряд основополагающих документов – новый Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ и Протокол к нему, межправительственное соглашение о транзите американской военной техники и персонала через территорию России в Афганистан и ряд других. Создана и успешно действует российско-американская Президентская комиссия по развитию сотрудничества (координаторами являются главы внешнеполитических ведомств), в состав которой входят более 20 рабочих групп по различным направлениям.
Укрепляется двустороннее взаимодействие по актуальным международным и региональным проблемам. Россия и США сотрудничают в международных организациях и форумах, прежде всего ООН и «восьмерке», а также в двустороннем формате в области противодействия новым вызовам международной безопасности – распространению ОМУ и средств его доставки, трансграничному терроризму и наркотрафику.
Развивается российско-американское сотрудничество в экономической области. США являются одним из ведущих торговых партнеров России, хотя объемы взаимного товарооборота не в полной мере соответствуют экономическому потенциалу двух стран. В 2011 г. товарооборот между нашими странами превысил 30 млрд. доллaров США. Отрадно, что свыше трети этого показателя – а это более 11 млрд. долл. – приходятся на Техас. Как Вы знаете, буквально недавно было объявлено о масштабных договоренностях между российской «НК Роснефть» и «Эксон-Мобил», которые мировые СМИ уже назвали «сделкой века».
По линии межпарламентского сотрудничества проводятся регулярные обмены визитами между Федеральным Собранием и Конгрессом США, активно действует рабочая группа «Совет Федерации – Сенат».
Развиваются культурные связи. Выставки российского искусства, экспозиции ведущих музеев, гастроли отечественных исполнителей классической музыки, театра и балета традиционно становятся важным событием в общественной жизни в США. Готовится проект двустороннего соглашения об охране российских культурных ценностей, перемещаемых в США в рамках выставочной деятельности. На июнь сего года запланированы гастроли в Москве Хьюстонского симфонического оркестра.
В сфере двусторонних отношений подписано большое число межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей по широкому спектру вопросов, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации, правоохранительную деятельность и т.п. По многим темам налажен механизм регулярных консультаций.
Важная роль – и это, по всей видимости, представляет интерес для читателей. – принадлежит Соглашению (в форме обмена нотами) в визовой области, заключенному в прошлом году. После его вступления в силу – а соответствующий пакет документов уже находится на рассмотрении в Государственной Думе – ряд категорий граждан обеих стран, в том числе бизнесмены, деятели науки, культуры, смогут получать визы сроком на три года (деловые, частные, гуманитарные и туристические визы), существенно упростится и порядок получения такого рода виз. Российская Федерация – и об этом неоднократно заявляли руководители нашей страны – готова на основе взаимности двигаться по пути дальнейшего облегчения визового порядка, конечной целью которого мог бы стать к переход к безвизовому режиму.
Еще один важный документ, подписанный в 2011 году – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Его вступление в силу призвано упорядочить процесс усыновления, дать надежные гарантии обеспечения условий жизни усыновленным детям.
Вы в Техасе чуть больше 3-х месяцев, что можете сказать о нашем штате?
За годы работы мне довелось побывать во многих американских штатах, за исключением, пожалуй, Аляски. Конечно, не хотелось бы преуменьшать значения других регионов, но Техасу, на мой взгляд, принадлежит особая роль. Обусловлено это уникальным географическим положением и экономическим потенциалом, богатой событиями историей штата, культурой.
Стойкость, готовность встречать испытания, открытость, дружелюбие, стремление к новым открытиям – вот, как представляется, далеко не полный перечень тех качеств, которые техасцы унаследовали от своих предков и которые им удалось пронести через века.
Наверное, не случайно, что русскоязычная община в Техасе и в консульском округе в целом – одна из наиболее динамично развивающихся в США.
Насколько нам известно, одна из основных функций консульства – выдача виз. С чем связано решение о передаче этой функции другой организации?
Вы справедливо отметили, что выдача виз является одной из функций Генконсульства. Хотел бы особо подчеркнуть, что она и остается нашей прерогативой. Поясню, о чем идет речь.
Визовые центры – распространенная международная практика. К примеру, визовые центры действуют при Посольствах США, Великобритании, Франции в Москве. Эти учреждения не подменяют собой консульских представительств, а призваны оказывать содействие в обработке первичных документов, особенно в «пиковые» сезоны – туристический, поездки студентов и школьников и т.п. С начала апреля сего года визовые центры открылись при всех диппредставительствах России в США (в Хьюстоне – с 11 апреля с.г.), планируется их создание и в ряде других городов. По итогам работы за неполный месяц можем констатировать, что поток обращений заметно вырос, а время на обработку удалось в значительной мере сократить.
Если можно, расскажите немного об этой организации, что изменится для частных лиц, подающих на российскую визу? Сократятся ли сроки, увеличатся ли тарифы?
Визовый центр в Хьюстоне открыт компанией Invisa Logistic Services, зарегистрированной на территории США. Руководитель отделения в Хьюстоне – Анастасия Молодцова.
Что касается изменений для частных заявителей, то с открытием визового центра мы рекомендовали всем подавать документы через его офис, расположенный по адресу: 1001 West Loop South, Houston, Texas, 1st floor (находится рядом с Генконсульством). За свои услуги центр взимает сервисный сбор в размере 30 долларов.
Сроки рассмотрения визовых обращений и консульские сборы не изменились (несмотря на повышение Госдепартаментом с 13 апреля сего года консульских сборов за ряд неиммиграционных въездных виз для российских граждан).
Планируются ли какие-либо другие изменения в работе российского Генконсульства?
Помимо отмеченного выше визового Соглашения, рассчитываем, что к концу текущего года Генконсульство будет оборудовано аппаратурой, необходимой для оформления гражданам Российской Федерации биометрических паспортов со сроком действия 10 лет.
В завершение хотел бы пожелать всем россиянам – читателям «Нашего Техаса» удачи, успехов и всего самого наилучшего.