В Музее изобразительного искусства в Хьюстоне (MFAH) 22 декабря открылась уникальная выставка «The Age of Impressionism: Great French Paintings from the Sterling and Francine Clark Art Institute», в экспозиции которой более 70 работ из собрания знаменитого филантропа и коллекционера Стерлинга Кларка – картины Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Клода Моне, Камиля Писсарро и Огюста Ренуара. Однако не только произведения из коллекции Кларка, но и жизнь этого уникального человека представляет интерес.
ЖИТЬ ПРОШЛЫМ…
«Коллекционировать – значит уметь жить прошлым», – писал французский писатель Альбер Камю. Прошлое всегда интересовало коллекционера Роберта Стерлинга Кларка (1877-1956). После окончания учебы в Йельском университете и нескольких лет военной службы в войсках США на Филиппинах и Китае он отправился в путешествие по Вест-Индии и Европе, а затем в Китай, организовав исследовательскую экспедицию. После нескольких лет путешествий обосновался в Париже и, будучи наследником огромного состояния империи швейных машин «Зингер», все свое время посвятил коллекционированию произведений изобразительного искусства. Начала эту коллекцию его мать Элизабет Кларк: после ее смерти в 1909 году Стерлингу досталось семейное собрание произведений, среди которых знаменитый портрет Джорджа Вашингтона работы Гилберта Стюарта.
Кларк приобретал работы различных художников, не ограничиваясь определенными школами или авторами. Он покупал лишь те картины, которые ему нравились, ориентируясь на личные предпочтения, а не на советы опытных арт-дилеров. При этом он часто замечал не без иронии, что «собирательство – это болезнь». Более тридцати работ Ренуара, приобретенных Стерлингом, составили ядро его коллекции. Сейчас собрание Кларка включает в себя свыше 9 тысяч произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
И НАСТОЯЩИМ
Настоящее интересовало Стерлинга Кларка не менее, чем прошлое. После долгих лет учебы, службы и путешествий по дальним краям он превратился в кулинара, большого ценителя вина и женщин, страстного любителя скаковых лошадей, которых он разводил на своих фермах в Вирджинии и Нормандии (не зря же официальная печать Института Кларков украшена изображением лошади). Как было написано о нем в одной из статей: «Первую половину жизни он провел, гоняясь за приключениями, а вторую – в поисках удовольствий». В 1911 году Стерлинг знакомится с Франсин Клэри (1876-1960), актрисой театра Комеди Франсэз, а спустя восемь лет женится на ней. Возможно, в глазах окружащих уже совсем не юная актриса, внебрачная дочь парижской портнихи, сама имеющая ребенка от внебрачной связи, была не слишком удачной партией для богатого наследника. Как гласит легенда, многолетнее противостояние между Стерлингом и его младшим братом Стивеном Карлтоном Кларком, тоже увлеченным коллекционером, началось из-за Франсин: братья поссорились, когда Стерлинг пытался сделать Франсин главным бенефициаром его части наследства. Поговаривали, что дело закончилось дракой, которая разлучила братьев навсегда. Однако между ними существовала незримая связь – после раздора они продолжали покупать картины и, так или иначе, круги общения братьев пересекались. Также Стивен был председателем Совета попечителей Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) и директором музея искусств Метрополитен. В разное время братьям принадлежал один и тот же портрет кисти Ренуара: Стерлинг, увидев портрет у дилера, незамедлительно приобрел картину, как только узнал, что раньше она принадлежала Стивену. Видимо, вражда братьев часто использовалась как разменная карта у агентов по продаже картин: Стерлинг сам упоминал в своих дневниках, что купил однажды картину, когда ему сказали, что ею очень интересуется его брат.
Однако, несмотря на бурное недовольство семьи Кларка, по воспоминаниям одного из его друзей, Стерлинг и Франсин «обожали друг друга» и были счастливы, живя уединенно, «в комфорте, но без показной роскоши, разделяя любовь к хорошей еде и винтажному Бордо». И к изобразительному искусству! Оказалось, что у Франсин недурной вкус к живописи: она стала «соратницей» мужа и главным советчиком в выборе произведений. Стерлинг часто называл жену «главным критерием в оценке картин» и говорил, что она «превосходный судья, намного лучше, чем я иногда, если не принимать во внимание ее ошибки из-за нескольких милых вещиц». По мнению Стерлинга, ее вклад в создание коллекции был столь велик, что позднее он даже настоял на том, чтобы имя супруги было внесено в название созданного им Института искусств.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Институт был построен в 1955 году. Стерлинг Кларк думал не только о прошлом и настоящем, но и о будущем: супруги не имели детей и с возрастом начали подумывать о том, кому достанется их бесценная коллекция. Один из вариантов был передать произведения в дар музею Метрополитен. Также Кларк рассматривал вариант создания собственного музея, в связи с чем даже купил три рядом стоящих здания на углу Парк-авеню и 77-й улицы в Нью-Йорке, чтобы построить музей на этом участке. Однако впоследствии супруги приняли решение сохранить коллекцию подальше от мегаполисов: Стерлинг был армейским офицером и участвовал в боевых действиях, видел Париж времен Первой мировой войны и Европу времен Второй мировой войны, а его ферма в Нормандии пострадала во время бомбежки. Поэтому опасения, которые выражали Кларки по поводу дальнейшей судьбы их коллекции в таком крупном городе, как Нью-Йорк, были вполне объяснимы.
В 1949 году супруги посетили городок Уильямстаун в штате Массачусетс недалеко от Нью-Йорка и Бостона: здесь, в местном колледже Уильямс учился дед Стерлинга Эдвард Кларк, а затем и дед, и отец Альфред долгое время были членами попечительского совета. Кларки приняли решение возвести Институт искусств недалеко от колледжа – новое пристанище для их собрания картин и прочих предметов искусства. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларков открыл свои двери для публики в 1955 году. На строительство музея было потрачено $3 миллиона: денег во время строительства заказчики не считали, предпочитая обращать внимание на качество.
Стерлинг Кларк успел увидеть здание новой галереи завершенным. Но в сентябре 1955 года с ним случился инсульт, и последние месяцы он провел там, в Уильямстоуне, в специальной квартире, предусмотренной на случай приезда супругов. Прощание с ним прошло в Институте Кларков. Здесь же он и был похоронен, прямо под ступенями, ведущими в его мраморный храм искусства, также как и Франсин, пережившая мужа лишь на четыре года.
А галерея процветает и расширяется. В 2001 году был утвержден генеральный план реконструкции Института Кларков, разработанный компанией Cooper, Robertson & Partners. Японский архитектор Тадао Андо (известный строительством Музея современного искусства в Форт-Уэрте и многих других зданий по всему миру) и ландшафтный дизайнер Рид Хильдербранд приступили к работе. В 2011 году коллекция покинула старое здание галереи, в которой начался ремонт, и отправилась в путешествие по всему миру, так же как и молодой Стерлинг Кларк путешествовал когда-то: за три года коллекция побывала в городах Европы, Канады, Японии и Китая. Хьюстон станет десятой и последней остановкой собрания Кларков. Наверное, Стерлинг Кларк, страстный любитель путешествий, был бы доволен судьбой своей коллекции.
Выставка продлится до 23 марта 2014 года. В Русском культурном центре «Наш Техас» можно приобрести билеты со скидкой. Тел.: 713-395-3301