ЮБИЛЕЙ «STACCATO»

Леонид Белявский

Трудно найти в Далласе русскоязычных иммигрантов, не побывавших на концертах молодежного вокально-инструментального ансамбля «STACCATO», не знакомых с его руководителем Русланом Лисовым.

Выпускник Казанской консерватории, он более 40 лет отдал детскому музыкальному воспитанию. Работая в Московском педагогическом институте, Руслан подготовил более 200 дирижеров-преподавателей музыки для средних общеобразовательных школ. На третьем московском международном фестивале детского музыкального творчества Руслан Лисов был удостоен Диплома за плодотворную творческую деятельность.

Переехав в 1994 году в Даллас, Руслан с первых же дней пребывания в Америке поставил перед собой задачу продолжить музыкально-педагогическую деятельность, создав молодежный вокально-инструментальный ансамбль «STACCATO». И очень скоро его идея была поддержана энтузиастами ─ молодыми людьми, в основном, из семей русскоязычных иммигрантов. В 1995 году, ровно 10 лет назад, ансамбль начал подготовку к своему первому концерту.

С того времени коллектив прошел нелегкий путь становления, творческого развития, приобретения популярности среди членов общины, превращения в составную часть музыкальной культуры города. Я встретился с Русланом в канун 10-летнего юбилея ансамбля.

─ Руслан, мой первый вопрос ─ с чего началась ваша музыкальная деятельность в Далласе?

─ Каждый иммигрант хорошо знает, как нелегко делать первые шаги, начинать жизнь в новых условиях. Скажу откровенно, для меня иммиграция была своеобразным шоком. Ведь я расстался с привычным образом жизни, любимой профессией и той творческой атмосферой, в которой постоянно находился. Когда я начал выходить из шокового состояния, отчетливо ощутил потребность продолжения музыкальной деятельности. Для физического выживания моей семьи я готов был пойти на любую работу и именно так поступил. Но для душевного удовлетворения должен был заняться любимым делом ─ музыкой и музыкальной педагогикой. Во многом мне помогла Анна Ангорина, директор русскоязычной программы Еврейского общинного центра Далласа. Благодаря ее активной поддержке удалось найти ребят, любящих музыку и желающих выступать в оркестре. Это были люди разной музыкальной подготовки, различного возраста, разного образования. Но все же через год, в 1996 году состоялся наш первый концерт. Выступали мы в Общинном центре, в организованном там клубе русскоязычных иммигрантов.

─ Были ли у вас помощники, соратники из числа далласских музыкантов?

─ Да. Мне очень помогала Вера Семеновна Тартаковская, в 1995 году переехавшая в Даллас из Одессы. Она ─ композитор и концертмейстер, автор ряда оригинальных произведений, в числе которых опера для детей. В 1988 году Вера Семеновна завоевала Золотую медаль лауреата Всесоюзного конкурса самодеятельного искусства. Познакомились мы с ней вскоре после ее приезда в Даллас, и очень быстро сложился тесный творческий союз. Она уже 10 лет является бессменным концертмейстером всех выступлений ансамбля. Думаю, что наша с ней страстная любовь к музыке не могла не повлиять, не заразить многих молодых солистов ансамбля «STACCATO».

─ Кстати, почему Вы выбрали такое название для ансамбля?

─ Staccato ─ итальянское слово, которое в переводе на русский язык означает короткий звук. Так назывался хор, которым я руководил еще в Москве. Благодаря мастерскому выступлению этого хора на третьем Международном московском фестивале детского музыкального творчества я стал дипломантом фестиваля. Рассчитываю, что наш американский ансамбль не подведет и продолжит эстафету успеха, достигнутого в России коллективом под этим именем.

─ Руслан, не могли бы Вы назвать своих наиболее талантливых и одаренных учеников?

─ Конечно, могу. Ведь за годы существования ансамбля в нем участвовали многие замечательные исполнители.

Это, прежде всего, Эдуард Калмыков, приехавший в Даллас вместе с родителями из Риги. Он пришел в ансамбль ребенком, но проявил огромное желание научиться играть на фортепиано и скрипке, развить свои вокальные способности. Как педагог могу отметить его большую настойчивость, целеустремленность и незаурядное терпение. Стремление всегда приносить людям радость, помогать освобождаться от депрессии и ностальгии позволило ему выбрать специальность, соответствующую его гражданским позициям. Сейчас он учится в медицинской школе, однако и нас не забывает ─ нередко заходит на репетиции и всегда добрым словом вспоминает свои выступления в ансамбле.

Александр Спиридонов играть на скрипке начал в Москве, а после переезда в Даллас продолжил свои занятия в «STACCATO». С первых же дней нашего знакомства я обнаружил в нем природный талант, который, по мере возможностей, старался развить. И очень скоро Саша стал ведущим скрипачом ансамбля. Помимо игры на скрипке он серьезно занимается сочинением музыки. К этому хотел бы добавить, что Саша хороший художник, его работы неоднократно выставлялись на вернисажах молодых художников Далласа. Но главное для него ─ музыка, без которой, как Саша неоднократно мне говорил, он не мыслит своей жизни. Незаурядные способности, помноженные на огромное трудолюбие, позволили ему побеждать на многих конкурсах. В течение последних трех лет его имя вносилось в книгу почета «Who is who among American High School students». А недавно Сашу пригласили выступать в юношеском составе далласского симфонического оркестра. Сейчас он является студентом Северного техасского университета по классу скрипки с педагогическим уклоном. Кроме того, я занимаюсь с ним дирижированием. Глубоко убежден, что очень скоро имя Александра Спиридонова ярко засверкает на музыкальном небосклоне.

Не могу не назвать еще одну свою ученицу ─ Жанну Шубин. Она пришла в ансамбль, когда ей было 11 лет. Из музыкальных инструментов ей особенно полюбилась скрипка, и за 5 лет систематических занятий она достигла значительных успехов.

─ Понимаю, что Вы как педагог должны одинаково относиться к своим ученикам. Но, может быть, есть у вас ученики, пользующиеся особой вашей симпатией?

─ Признаюсь совершенно откровенно, что есть такой ученик. Это мой племянник Филипп Куценок. Я стал с ним заниматься еще до создания ансамбля. Тогда ему и шести лет не исполнилось. При этом Филипп русского языка не знал, так как его привезли сюда, когда ему было 8 месяцев, а я еще не говорил по-английски. Чтобы вызвать у него интерес к занятиям музыкой, я подарил ему кейборд – маленькое электронное пианино. Это позволило начать обучение Филиппа игре на фортепиано, пению и дирижированию. Поначалу занятия шли очень трудно ─ мешал языковый барьер. Но мой многолетний педагогический опыт помог его преодолеть, и очень скоро между нами установилось взаимопонимание; мое терпение и его труд давали заметные результаты. За несколько лет музыкальных занятий и участия в ансамбле Филипп раскрепостился, научился петь на нескольких языках, стал свободно говорить по-русски. Полагаю, что опыт участия Филиппа в выступлениях ансамбля помог ему выдержать огромный конкурс в «Kids Theater», а затем на протяжении всего летнего сезона успешно участвовать вместе со знаменитыми американскими актерами в спектакле «South Pacific». Не удивительно, что после этого сценического опыта у Филиппа возникла потребность в значительно большем эмоциональном самовыражении. И он вот уже 6 лет занимается игрой на скрипке.

─ Очевидно, в течение 10 лет в ансамбле было немало юношей и девушек, имена которых заслуживают внимания читателей?

─ За годы существования ансамбля «STACCATO» в нем выступали самые разные исполнители. Поскольку это, в основном, молодежь, то через некоторое время часть из них покидала ансамбль: кто уезжал в другой город, кто выходил замуж или женился, кто, поступив в университет, не имел свободного времени для продолжения выступлений. Я с удовольствием называю имена наиболее одаренных музыкантов ансамбля: Игорь Пласковицкий, Лина Вишнякова, Агнесса Гендельман, Андрей и Евгения Межерицкие, Арина Карапетян, Зарина Елеева, Сюзанна Цингауз, Владимир Резников с сыном Сергеем, Александр Шленский, Сергей Королев с сыном Сергеем, Влада Горбанева, Рита Рудникова.

─ Руслан, в вашем ансамбле были только русскоязычные участники?

─ Конечно, нет, хотя они составляли подавляющее большинство. Приятную память о себе оставил американский юноша Julius Wyllie, талантливый пианист и композитор. Самородок в буквальном смысле этого слова. Он никогда не изучал нотную грамоту, но ему удалось сочинить музыку в стиле Моцарта, а я записал ноты прямо “с его рук”. Затем на концерте ансамбля в Еврейском общинном центре он выступал со своим музыкальным произведением. И был тепло встречен слушателями.

─ Насколько мне известно, на творчество ансамбля большое влияние оказали произведения известного поэта из Киева Леонида Адена. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

─ Действительно, летом 1998 года живущий в Далласе поэт Я. Щербаков после отдыха привез книгу стихов Л. Даена «Осенние письма». В этих стихотворениях нас привлекли философская лирика, гамма сложных чувств, размышления о красоте природы и судьбе нашего многострадального народа. Вместе с композитором В. Тартаковской мы решили 20 стихотворений поэта переложить на музыку. Была создана литературно-музыкальная композиция, которая была показана в Еврейском общинном центре Далласа. На концерте присутствовал сам Л. Даен, специально приехавший в Даллас из Луисвилла (штат Кентукки), где он живет в последнее время.

Позднее я снял видеофильм «Жизнь человека», вокальный цикл на стихи Л. Даена. В работе над видеофильмом мне помогли солисты Русского народного ансамбля Сергей Ващенко (балалайка) и Владимир Калязин (баян), а также певица Лариса Холодная. Видеофильм не удалось бы подготовить без звукорежиссера Михаила Пашина, осуществившего компьютерную аранжировку и звукозапись, Павла Чичельникера (видеозапись), Александра Эппельфильда (редакция буклета, дизайн аудио- и видеокассет).

Наш ансамбль также участвовал в музыкальном сопровождении вечеров поэзии Л. Даена, которые транслировалось по одному из русскоязычных каналов нью-йоркского телевидения.

─ Руслан, чем вы занимаетесь в последнее время?

─ В течение последних лет, наряду с работой в « STACCATO», стал проводить индивидуальные занятия по классу альта и скрипки в школах города Плэйно. Работа с американскими школьниками доставляет большое моральное удовлетворение; ребята любят музыку, проявляют к ней профессиональный интерес, а главное, трудолюбивы и дисциплинированы. В своих школах они ежегодно сдают отчетный экзамен Music Festival специальной комиссии, арбитром которой является педагог из другой школы. Отрадно, что при таком объективном подходе подавляющее большинство моих воспитанников, примерно 80%, получают на этих экзаменах отличные оценки. Недавно в школе «Wilson middle school» состоялся концерт 10 моих американских учеников, который был радушно встречен американской аудиторией. Особенно им понравился «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского.

─ Большое спасибо за ваш интересный и обстоятельный рассказ. Желаем вам и вашим воспитанникам новых творческих успехов, возможности чаще доставлять радость слушателям.