ШАХМАТНАЯ НОВЕЛЛА

И. Гольдман

Хьюстонский центр по организации досуга людей преклонного возраста «Синяя птица» остряки называют «Птица счастья завтрашнего дня». Основной контингент – русскоязычные пенсионеры дома Голдберга. Это уже немолодые люди, как правило, обеспокоенные своим пошатнувшимся здоровьем.

Утро в пансионате начинается с зарядки под аккомпанемент близких сердцу старых мелодий, исполняемых композитором и замечательным пианистом Петром Вайсбургом – умным и тактичным человеком. Недавно на очередном торжестве в пансионате он впервые озвучил песню, написанную на слова нашего поэта Эдуарда Караша.

Здесь очень неплохо кормят 3 раза в день. В свободное время организуются купания в бассейне, прогулки, выезды на природу, посещение выставок, шопинг, просмотр телевизионных программ и видеофильмов. В пансионате работают кружки английского языка, кулинарии, вязания – все это не оставляет времени для скуки.

К тому же распространено повальное увлечение кроссвордами. Как в пчелином улье, стоит гул в помещении пансионата в дни, когда приходит местная газета «Наш Техас». Все сидят, склонив головы над кроссвордом, считая, что это не только приятное времяпровождение, но и метод тренировки угасающей памяти, способ повышения кругозора и эрудиции.

– Кто знает, как называется столица Тувы?

– А кто настоящий муж Лолиты?

– Как называется арабская флейта?

Бесконечные вопросы, над которыми стоит поломать голову…

В другом углу комнаты разыгрываются нешуточные шахматные баталии. Любители считают, что эта мудрая игра – прекрасная гимнастика для ума. Она приучает к логическому мышлению, способствует развитию пямяти, дает много пищи для размышлений. Игра требует определенного волевого напряжения и готовности к быстрому реагированию на складывающуюся ситуацию.

– Это надо же, – заметила одна пожилая дама, глядя на увлекающихся шахматами мужчин. – Серьезные люди целый день играют в бирюльки. Пустая игра…

– Вся наша жизнь – игра, мадам, и не нам ее осуждать, – ответил ей любитель шахмат.

Вот как говорит о шахматах герой кинофильма «Гроссмейстер» (сценарист Леонид Зорин): «Шахматы. Я прибегал к ним, как только ощущал, что в душу неслышно вползает хандра… Я видел в них не только игру, не просто захватывающее единоборство. Нет. Эта концентрация духа, которая позволяет предвидеть наше вероятное будущее – пусть всего лишь на клетчатой доске. Фигуры, пешки не были скромными деревяшками, послушными воле моей руки. Они дышали своим теплом и излучали свою энергию, в них билась неведомая жизнь. Ферзи и ладьи, слоны и кони мечтают реализоваться и выразиться ничуть не меньше своих полководцев, их надо чувствовать, надо слышать, надо принимать их сигналы…”

В общем, шахматы – это своеобразное театральное действо, в которое вовлечены все участники игры, каждый со своими привычками и особенностями характера.

Наиболее сильным шахматистом в этой группе справедливо считать бывшего кадрового офицера, а затем главного специалиста Проектного института Санкт-Петербурга Павла Б. Умница и интеллектуал, он обладает труднопробиваемым стилем игры. Шахматист первой категории, он не признает шахматных импровизаций и двигается по доске по заранее установленному плану, как «бульдозер», пресекая любые попытки соперника принять своевременные меры для контратаки и, как правило, достигает положительного результата.

Его основным противником выступает энергичный мужчина – бакинский интеллектуал профессор Евгений П. Играет он ровно, вдумчиво и осмотрительно, каждый раз спрашивая себя после очередного хода соперника: «А что он хочет этим сказать?» Допущенные иногда ошибки остро переживает и каждый свой неудачный ход самокритично анализирует.

Оригинально играет киевский инженер К. Уже немолодой, с импозантной «профессорской» бородкой, он отличается чрезвычайной степенностью в игре, что нередко раздражает нетерпеливых… Тугодум, он задумывается уже над первым ходом белыми, равно как и надолго замирает над единственным в возникшей ситуации ходом, оттягивая неминуемое поражение. Манера его игры порой, кажется, направлена на то, чтобы противник умер от скуки. Проигрыш, кстати, он переживал очень болезненно.

Кунак из Бессарабии обычно успокаивает таких игроков словами, якобы сказанными Ботвинником: «Прежде чем садишься за шахматную доску, научись проигрывать». Ясно, что каждому обязательно хочется выиграть. Но и побеждать, оказывается, надо уметь. Выигрыв партию, он просит соперника громко объявить об этом во всеуслышание: «Мол, братцы, проиграл я имярек!» В сложных случаях в качестве арбитра привлекается талантливый шахматист Марк Майзенберг.

Вот и получается, что ни игрок, то персонаж. Среди всей этой шахматной братии я обратил внимание на человека с благородной внешностью и непривычным именем Героним, о котором и пойдет речь. Он оказался москвичом, сыном политкаторжанина. В 16 лет Героним потерял мать. На политсеминаре она имела неосторожность заметить, что слыхала, будто Троцкий был хорошим оратором. Этого оказалось достаточным, чтобы осудить ее по политическим мотивам и “стереть в лагерную пыль”.

Парню удалось все же поступить в Московский университет, но началась война, и он ушел на фронт. Вернулся живым и пошел доучиваться в МГУ. Окончил географический факультет, что определило его дальнейшее увлечение географической экономикой…

Его внешность своеобразна. Роста среднего, сутуловатый, крепко сбитый мужчина с большой круглой головой и крупными чертами лица, на котором выделяются большие умные серые глаза,чуть прикрытые тяжелыми веками. Его глаза окаймляют густые брови, а голову венчает копна седых волос. Улыбка его добрая и несколько застенчива. Говорит торопливо, сглатывая отдельные слова, ходит не торопясь.

В общем, в свои преклонные года он выглядит молодцом. Может выпить стопку водки, разговорчив – многое помнит из своей жизни, обладая недюжинными знаниями. Будучи творческим человеком, увлекается шарадами, сочиняет стихи, которые охотно зачитывает по разным торжественным случаям.

Обычно он сидел, скучая, и только когда садился за шахматную доску, в его глазах загорался азартный огонек. Добряк, он всегда был готов прийти на помощь своему незадачливому сопернику, иногда умышленно проигрывая, чтобы доставить и ему, и себе удовольствие от шахматного творчества.

В последнее время Героним стал несколько заторможенным, вялым, иногда после очередного хода засыпал. Налицо были явные признаки кислородного голодания мозга. Он часто массажировал шею, чтобы ускорить кровоток в артериях, питающих мозг.

– Пустое дело, – заметила, глядя на засыпающего Геронима, старая доктор. – Склероз! Не поддается лечению. Правда, у болезни есть и преимущество: о ней можно забыть, – заключила она с грустной улыбкой…

Вскоре Героним надолго исчез из нашего поля зрения. Ходили слухи о его болезни. И , действительно, когда он стал активно готовиться к своему 85-летию и уже было разослал приглашения своим друзьям на торжество, у него неожиданно появились сердцебиения, слабость, головокружение, одышка и… потеря сознания.

Очнулся он в реанимации Hermann memorial госпиталя. Обследовавший пациента кардиолог пришел к выводу, что настоящее состояние явилось результатом сердечной аритмии, вызвавшей недостаточность кровоснабжения головного мозга. Дал сбой естественный водитель ритма сердца, т.н.синусовый узел. Из-за перебоев сердце частично стало работать вхолостую, уменьшая мозговое кровообращение… Решено было поставить искусственный водитель ритма сердечных сокращений.

Кардиохирург Майкл Мицке произвел ныне рутинную операцию: под кожу груди был подшит электронный стимулятор, его электроды подведены к сердечной мышце.Сердце заработало в нужном ритме. Ранка зашита наглухо. Операция длилась не более получаса, и на следующий день пациент был выписан домой.

И вот в один прекрасный день улыбающийся Героним вновь появился в проеме двери игровой комнаты:

– Давненько мы не играли в шашки,- сказал он словами гоголевского Ноздрева и, как ни в чем не бывало, включился в шахматные баталии.

После операции он стал другим человеком. Перестал дремать за шахматной доской, был внимателен и, к моему удивлению, выиграл три партии подряд.

Я воочию увидел наглядные результаты успеха современной кардиохирургии: какая-то маленькая пульсирующая коробочка (микрокомпьютер с автономным питанием), подшитая к сердцу, вернула далеко немолодого человека к полноценной жизни.

Казалось бы, рутинное наблюдение из жизни обитателей пансионата «Синяя птица». Однако несколько дней тому назад врач и телевизионный обозреватель Яна Прайс сообщила сенсационную новость: снижение работоспособности сердца ведет к раннему снижению мозговой деятельности человека. Наше наблюдение – иллюстрация к сказанному.

Игра в шахматы доставляет много положительных эмоций, продлевающих жизнь, но главное – активная работа мозговых клеток во время шахматной баталии ведет к перераспределению тока крови преимущественно к клеткам мозга, тем самым сохраняя его работоспособность. Не зря, садясь за шахматную доску, Героним как-то точно заметил: «Пора прополоскать свои мозги».