НАДЕЖДА ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРЕКРАСНОГО ПЕНИЯ

Марк Зальцберг, Фото из архива А.Шагимуратовой

19 мая 2008 года состоится сольный концерт Альбины Шагимуратовой. Нам повезло, что в 2006 году она была приглашена в оперную студию Хьюстонской Гранд-Опера и провела в нашем городе почти два года, радуя любителей оперы своими выступлениями. В предыдущей статье о ней, а более о том, как следует понимать классическое оперное пение, я коснулся некоторых сторон биографии Альбины. Поэтому неизбежны будут кое-какие повторения и в этой статье, посвященной ей как певице и музыканту. Выступления Альбины в этом сезоне в ролях Царицы ночи в моцартовской «Волшебной флейте» и Мюзетты в «Богеме» Пуччини показали нам, какого высокого класса достигла эта молодая певица – колоратурное сопрано, только что начавшая свою международную карьеру. Пушкин записал однажды, что нет ничего интереснее, чем исследовать жизнь великого человека. Конечно, Альбина еще слишком молода для признания ее великим человеком, но уж в великом таланте ей не откажешь, а это и будет предметом нашего исследования.

Крупные оперные звезды появляются на сцене разными путями, но почти всегда их мастерство основывается не только на красивом звуке, данном им природой, но и на серьезной многолетней работе, направленной на развитие этого природного дара. Результат равен произведению таланта на время – это закон.

Из каких же компонентов складывалось мастерство Альбины? Родилась она в Ташкенте, в то время столице Узбекской ССР. Как это часто бывает, талантливому человеку, прежде всего, везет с родителями. Отец певицы – юрист, имеющий еще и музыкальное образование, заметил музыкальные способности дочери в трехлетнем возрасте. С тех лет он начал приучать ее к фортепиано, пению и музыке. В шестилетнем возрасте девочка пошла в обычную для СССР тех лет бесплатную музыкальную школу, где сразу обратили внимание на ее превосходный музыкальный слух и чувство ритма. И, может быть, не так успешно шли бы занятия Альбины, если бы ее мама, Роза, ни присутствовала на всех музыкальных уроках с начала до конца и, как она мне рассказала, усвоила тем все азы музыкальной грамоты.

И началась уже в этом нежном возрасте нелегкая жизнь Альбины – жизнь ребенка, все силы и время которого направлены на совершенствование своего таланта и приготовление к карьере профессионального музыканта. Мама Альбины рассказывала, что на типично детские и часто бессмысленные развлечения у девочки просто не хватало времени. Она ведь отлично училась не только в музыкальной, но и в общеобразовательной школе. Дома довольно строгий папа все свое свободное время отдавал музыкальным занятиям с талантливой дочкой, а мама следила за ее уроками в общеобразовательной школе. Альбина готовилась стать пианисткой и училась с удовольствием! Однако благодаря почти анекдотическому случаю, профессиональной пианисткой она не стала, хотя превосходно владеет этим инструментом.

Случай этот произошел уже в Казани, куда семье пришлось перебраться после распада Советского Союза, когда все, кроме узбеков, стали в этой республике нежелательными элементами, а преподавание и делопроизводство начали проводить на узбекском, мало кому ведомом тогда языке. В Казани отец Альбины написал музыку к стихам татарского поэта и попросил Альбину напеть эту песню по телефону своему приятелю, солисту Казанского оперного театра, который сразу сказал Анвару Шагимуратову, что его дочка – певица. И учиться ей следует на вокальном отделении Казанского музыкального училища, где она занималась после окончания 9 класса ташкентской средней школы. В семье заинтересовались этим советом, и Альбина начала заниматься вокалом, пока еще как любительница, и участница хора, не оставляя профессиональных занятий фортепиано и хоровым дирижированием, которое ей тоже очень нравилось. С этой гигантской нагрузкой она успешно справлялась, не зная еще в чем же ей все-таки специализироваться.

К моменту окончания с отличием музыкального училища по этим двум отделениям Альбина хорошо играла на фортепиано и владела дирижерской профессией. Владение инструментом, умение читать партитуру и клавир чрезвычайно полезно, если не необходимо для хорошего певца. Необходимо не только для быстрого самостоятельного разучивания оперной партии, но и для музыкального анализа всего произведения. В нотном тексте содержатся все те характеристики персонажей, которые не выразить никакими словами или указаниями на паузы или положения персонажей на сцене. Музыка диктует жест, мимику, движения певца, окраску звука, многие мизансцены и, кроме того, весь психологический настрой музыкального спектакля. Альбина точно знает, как вести себя на сцене и как петь в соответствии с замыслом композитора.

После окончания музыкального училища Альбина начала учиться в Казанской государственной консерватории. Первый курс консерватории тоже был посвящен занятиям на двух факультетах дирижерско-хоровом и фортепианном. А со второго курса к этим дисциплинам прибавился и вокал. И так еще три года!

В семнадцатилетнем возрасте Альбина получает первый приз на национальном конкурсе оперных певцов имени композитора Салиха Сайдашева! И снова с нею рядом мама, помогающая во всем, вплоть до шитья концертных платьев! Далее Казанский всероссийский конкурс имени Глинки 2000 года, на котором Альбина присутствовала в качестве слушательницы. После этого конкурса девушка поняла, что ее будущее – опера! Она захотела учиться в Московской консерватории, Казанская уже ничего более в вокале дать ей не могла. Требовался более высокий уровень. Учиться в Москве! Хоть с первого курса! Вскоре Альбина становится студенткой Московской консерватории, учиницей Галины Писаренко.

Сама атмосфера консерватории и столицы оказала на молодую певицу очень благотворное влияние. Театры, концерты, встречи с выдающимися певцами и музыкантами, музыкальные записи – все это, конечно же, гораздо более высокого уровня, чем в Казани. В 2004 году она блестяще оканчивает консерваторию и получает приглашение в аспирантуру. В заключительном концерте консерватории Альбина пела арию Шемаханской царицы при полном восторге публики, а еще французские романсы и татарскую народную песню также под бурные аплодисменты зала. По окончании консерватории она была принята в труппу музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, где начала с партии Виолетты. Выигранный первый приз на Конкурсе им. Глинки, третья премия на Конкурсе им. Виньяса в Барселоне и недавний успех – первый приз на Конкурсе им.Чайковского 2007 года, говорят о том, что Альбина уже имеет прочную международную репутацию.

К победе на этом конкурсе ее готовил в Москве профессор вокала Дмитрий Вдовин. Я был на трех его занятиях с Альбиной в хьюстонской студии. Этот выдающийся специалист, музыкант и прекрасный преподаватель писал мне после победы на конкурсе: «Мы учинили там вокальный погром!» И, действительно, это был погром! Альбина настолько превосходила классом всех участников конкурса, что она не оставила им ни малейших шансов на победу.

Итак, два года обучения в оперной Студии хьюстонской Гранд-опера и окончание аспирантуры в Москве завершили образование этой талантливой певицы. Теперь перед нею дорога международного успеха и, не сомневаюсь, славы. Альбина не только усовершенствовала свое вокальное мастерство в Хьюстоне. Приехав сюда без английского языка, она за эти два года стала прилично говорить и понимать текст. Ее произношение почти безошибочное, равно как и немецкое, французское и итальянское. На всех этих языках поет она свои многочисленные арии. У молодой певицы уже несколько серьезных контрактов на будущие сезоны в лучших театрах Европы и Америки, в частности в Хьюстонской опере, где мы еще не раз ее услышим.

Чем отличается Альбина в своем искусстве? Прежде всего редкой красоты звуком. Ее голос выделяется в ансамбле, в дуэте, слышен сквозь иногда неуместно плотный оркестр. Это то, что называется полетным звуком. Ее голос узнается сразу, даже среди других хороших голосов. Второе – прекрасная певческая техника. Обратите внимание, как она филирует звук. Это прием, позволяющий понижать силу звука с форте на пианиссимо, не прерывая дыхания и не меняя тембра звука или высоты ноты. Прием очень сложный и далеко не у всех хорошо получающийся. Ее исполнение арий из опер мастеров бельканто, таких как Беллини, Доницетти или Россини поражает виртуозной техникой. Все эти каденции, трели и прочие украшения пения она делает безупречно. Теперь этого почти никто правильно делать не умеет. Так же хорошо Альбина передает и психологические характеристики своих героинь. Скоро вам предстоит убедиться в правоте моих слов, посетив сольный концерт Альбины Шагимуратовой.