ОБИДЕТЬ ХУДОЖНИКА МОЖЕТ КАЖДЫЙ

Динара Гутарова

df0Арифметика протеста

Они забрасывали прилавки ресторана быстрого питания живыми кошками, протестуя против глобализации, бегали с синим ведром на голове, символизировавшим полицейскую «мигалку», целовали женщин-полицейских во время акции «Лобзай мусора», исполняли в зале суда песню «Все менты – ублюдки!», имитировали повешение гомосексуалистов и гастарбайтеров в одном из гипермаркетов и запускали в здание суда в день начала оглашения приговора по делу организаторов выставки «Запретное искусство» 3,5 тысячи крупных тараканов… Все эти акции придумали участники арт-группы «Война».

О «творческой деятельности» группы, которая зачастую выглядит как хулиганство, режиссер Андрей Грязев снял документальный фильм «Завтра», который будет представлен на Техасском фестивале документального кино «Образы России». Не замеченный ранее ни в участии в подобных арт-проектах, ни в любви к современному искусству, режиссер заинтересовался тем, чем занимается группа. «Я всегда снимаю то, чего не знаю и что мне интересно», – сказал он в одном из интервью.

df1Участники группы, а их около тридцати человек – поэты, филологи, журналисты, студенты, объединенные, по их же словам, одной целью: выражение протеста против того, что происходит в России. «У нас не было цели прославиться в арт-мире, все акции «Войны» прежде всего политические. Жесткий и прямой вызов оборотням в погонах, упырям во власти, кремлевским ж…лизам, да просто обществу денег и капитализма. По убеждениям мы все – классические упертые леваки». Лидеры этого антиправительственного движения – Олег Воротников по кличке «Вор», его жена Наталья Сокол по кличке «Коза», также участниками «Войны» были такие известные сейчас люди, как Наталья Толоконникова и Петр Верзилов.

Одной из самых громких, пожалуй, акций, после которой об арт-группе узнали все, стала акция против «ментовского беспредела»: «Х*й в плену у ФСБ», когда в ночь на 14 июня в 2010 году в Питере на Литейном мосту напротив здания Федеральной службы безопасности активисты нарисовали белой краской фаллос размером 65х27 метров. То есть регулярно, каждый вечер, когда поднимали мосты, из окон здания ФСБ можно было увидеть поднимающийся сами понимаете какой орган – таким образом участники движения «Война» выразили свое отношение к деятельности правоохранительных органов.

df2Реакция общественности была крайне противоречивой. Поклонники современного искусства оценили акцию по достоинству: в апреле 2011 года группа «Война» стала лауреатом российской художественной премии «Инновация»: акция на Литейном мосту была признана «Лучшим произведением визуального искусства». Полученные 400 тысяч рублей в качестве главного приза «Война» передала межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора», которая собиралась использовать их для «защиты гражданских активистов». Юристы этой ассоциации помогали и самой арт-группе.

Но работники доблестной милиции обиделись. Именно после этой акции на группу объявили настоящую охоту. «Менты очень не любят, когда наезжают непосредственно на них, – сказал тогда один из членов «Войны». – Акции в музеях и магазинах им, по сути, по фигу, а тут были опозорены «свои», родимые, и этого они не прощают. «Войну» было приказано уничтожить».

Однако проблемы с законом участников не пугают: «Мы понимаем, на что идем, какие могут быть последствия, но сознательно выбираем именно такие способы привлечь внимание к проблемам. Иначе внимание так называемых граждан не концентрируется. Когда сама власть никаких законов не соблюдает, то почему люди должны их соблюдать? На безумие и бред надо отвечать еще большим безумием и бредом», – считают они. Хотя на амбразуру никто не бросается, ребята не считают зазорным вовремя смыться, избежав таким образом наказания. Акции заранее подготоваливаются, репетируются, учитывается время, которое будет потрачено. В ход идет также эффект неожиданности: пока люди в погонах соображают, что к чему, авторы перформанса «делают ноги».

После того как были арестованы два члена группы Леонид Николаев и Олег Воротников, многие представители общественности заступились за художников, работающих в стиле перформанс. Рок-музыкант Юрий Шевчук, журналист Артемий Троицкий, художник Олег Кулик и другие записали видеообращение в поддержку группы «Война». А знаменитый на весь мир британский художник Бэнкси устроил в интернете продажу репродукций одного из своих произведений и объявил о передаче вырученных денег в размере около 90 тысяч фунтов (приблизительно 4,5 миллиона рублей) на помощь ребятам.

Завтра была война

Камера Андрея Грязева, бывшего фигуриста, полтора года следила за активистами «Войны», наблюдая их в самых разных ситуациях. А потом Андрей отослал свой фильм по почте на биеннале в Берлине, без особенной надежды, скорее, пытаясь узнать, реально ли попасть на фестиваль класса А с киноработой, «сделанной на коленке», без поддержки крупных студий или продюсеров. «Захотелось проверить, на что ориентируются отборщики таких фестивалей: на связи, бюджеты или содержание. Ответ на этот вопрос вы теперь и сами знаете», – рассказывал в одном из интервью режиссер. Ответ знаем: премьера нового фильма Андрея Грязева «Завтра» состоялась на Берлине в рамках программы «Форум молодого кино», что можно считать большим успехом для российской документалистики. На этом фестивале, в отличие от фестивалей в Каннах и Венеции, редко показывают работы российских документалистов, и, как правило, они обычно поддержаны участием европейских студий в проекте. Картина Грязева, снятая без продюсеров за пару сотен долларов, попала в программу, в которой за последние десять лет не было ни одного документального фильма из России. После премьеры в Берлине фильм имел хорошую фестивальную судьбу: был показан более чем в 40 странах и выиграл более десятка призов.

Хотя собственно сами участники группы «Война» фильм о своей деятельности не оценили. Наталья Сокол и Олег Воротников дважды подавали на режиссера в суд, правда, безуспешно. Журналистка Елена Костылева, принимавшая участие в одной из акций группы, написала рецензию на фильм в питерском журнале «Сеанс», в которой киноработа Грязева подверглась резкой критике. «Войне живется чем дальше, тем хуже. А с рождением Мамы Ненаглядной (Каспер Ненаглядный и Мама Ненаглядная – дети Натальи и Олега) вообще непонятно что будет: мама в розыске, папа в розыске и под заочным арестом, жить негде, холодно, голодно, обогреваются исключительно подожженными автозаками – в общем, все звезды указывают на то, что надо продолжать делать акции.«Зажечь вокруг себя беду» по Хармсу – Олегова любимая цитата. И вот про этих людей Андрею каким-то загадочным образом удалось снять комфортный продукт, парадный портрет, который удобно обсуждать в гостиных», – написала Костылева.

Между тем Андрей Грязев не претендовал на роль хроникера этих представителей протестного искусства. Судя по фильму «Завтра», а также по предыдущим работам режиссера «Саня и воробей» и «День шахтера», его интересует, прежде всего, жизнь как она есть, а не современное искусство. «Я же столько лет по льду катался, жизни не знал. Теперь вот так ее изучаю», – говорит он. Поэтому большая часть времени в картине под названием «Завтра» отведена Касперу, Козе и взаимоотношениям в этой странноватой и любящей семье.

В начале этого года в прессе появилась информация, что Олег Воротников и Наталья Сокол вместе со своими детьми бежали за границу. Периодически появляются слухи о том, что они дают закрытые лекции, на которых рассказывают о своем творчестве. Что будет дальше с «Войной», будут ли они дальше устраивать свои акции и где – в России или в Европе, никто сказать не может. Обо всем этом мы узнаем завтра.


Посмотреть фильм «Завтра» и встретиться с режиссером Андреем Грязевым можно будет в Остине 21 октября, в Лаббоке 22 октября, и в Хьюстоне 23-24 октября. Вход бесплатный.

Более подробная информация по тел 713.395.3301 или e-mail OurTexasInc@gmail.com

Сайт: http://ourtx.org