Мировая история творится мужчинами. Однако кто будет оспаривать факт, что даже самые лучшие из них немногого способны достигнуть без прекрасных представительниц рода человеческого?
«Ищите женщину» – корень всех событий! И очень часто, без ложной скромности, можно добавить: «Ищите русскую женщину», ибо русские испокон веков были музами гениев и есть тому бесчисленные прекрасные примеры.
Сердце великого Иоганна Штрауса, сочинившего потоки музыки, которая способна смыть с планеты всю её печаль, навсегда осталось в Павловске, где русская девушка Оля Смирницкая следила за полетом божественного смычка пылкого маэстро. Ромен Роллан был счастлив в браке с Марией Кудашевой, а Луи Арагон долгие годы прожил с Эльзой Триоле, сестрой Лили Брик – возлюбленной Владимира Маяковского. На русских были женаты английский писатель Артур Рэнсон и венгерский композитор Имре Кальман, итальянский архитектор Витторио Греготти и французский художник Фернан Леже.
Купец 1-й гильдии Генрих Шлиман, позднее всемирно известный археолог, венчался в Исаакиевском соборе Петербурга с русской барышней Катенькой Лыжиной. Через 15 лет брак распался – Шлиман поехал раскапывать Трою, а Екатерина не захотела покинуть свой дом и Россию. Но всю оставшуюся жизнь бывшие супруги обменивались тёплыми письмами, которые свидетельствуют как о любви, так и о вечной трагедии несхожести натур – мужчины, готового приносить любые жертвы во имя мечты, и женщины, чья высшая цель – дети и домашний очаг.
Любовь к русской аристократке Лу почти довела до самоубийства известного мудреца Фридриха Ницше и заставила его написать «Так говорил Заратустра». Жан Кокто, “сирена на мужской лад”, был покорен «настоящей Романовой» – Натали Палей. Еще одна российская женщина заставила этого великого эстета назвать себя “слабым мотыльком, пронзённым, как булавкой, дьявольской прелестью мадам из России”. Понять его несложно, ведь в парижских киосках до сих пор продают открытки с изображением великой танцовщицы Иды Рубинштейн, оригинальной и дерзкой в жизни, печальной и беззащитной на полотне Серова в Русском музее.
Надо сказать, что русские балерины покоряли мужские сердца самых разных национальностей. Испанский король Альфонсо XIII был влюблен в “мисс балета Дягилева» Веру Кошубу. Знаменитый Родольфо Валентино женился на танцовщице Наташе Рамбовой. Балерина Ольга Хохлова была первой женой великого Пабло Пикассо, и их семейная жизнь, «коррида длиною в 17 лет», могла бы стать сюжетом не для одного романа.
Одна из самых неординарных русских женщин – Елена Дьяконова, эпатажная Гала, ставшая женой французского поэта Поля Элюара, любовницей немецкого художника Макса Эрнста, а позднее женой, музой и единственной женской моделью великого испанца – Сальвадора Дали, который называл её Божеством, Талисманом, Сокровищем, Ангелом Равновесия, Победоносной Богиней, в то время как его друзья-сюрреалисты окрестили её Чумой. Эта история о том, как из бедной казанской полусироты, чахоточной больной швейцарского санатория, затем капризной парижанки – любительницы богемной жизни, роковой женщины и грешной музы поэта и художника (одновременно), мудрая русская женщина превратилась в секретаря, агента, менеджера и няньку Гения, в его икону, а затем в хозяйку огромной империи, которую она создала и имя которой – Дали. Об этой женщине написаны многочисленные книги, сняты кинофильмы и всё же не устаёшь восторгаться ею, возвышенной и практичной, порочной и святой.
Ещё одна история поклонения известного мужчины русской женщине связана с путешествием по России французского писателя Александра Дюма. Его поездка «походила на карусель нижегородской ярмарки», он напропалую влюблялся в аристократок и простолюдинок и копил приятные впечатления, даруемые ему красивыми русскими женщинами, пока встреча с одной из них не затмила все остальные и, по его признанию, «никогда более не смогла выйти из головы и сердца». Этой незабываемой женщиной стала графиня Евдокия Растопчина, замечательная русская поэтесса, чьими стихами восхищались Пушкин и Вяземский, Дельвиг и Жуковский. Вся великосветская Россия была так влюблена в молодость, талант и красоту Растопчиной, что Лермонтов, друг её детства, посвятил ей прелестное стихотворение «Умеешь ты сердца тревожить…». Однако первое впечатление Дюма было далеко от влюблённости: «Графиня больна и стара (ей было 46)». Но буквально через несколько минут живого разговора он уже стал бояться того, что собеседница вдруг замолчит, перестанет обрушивать на него водоворот остроумных мыслей, ярких образов и сравнений, «огонь души и энергии». К концу встречи сердце пылкого француза взволновалось настолько, что он целовал руки графини, стоя на коленях. Магия ума и таланта затмила бесконечную череду хорошеньких лиц.
Ещё одна история любви к русской женщине сильного мужчины и целого народа связана с именем княжны Ольги, дочери великого князя Константина, второго сына Николая I, и внучки российского императора. 16-летняя русская девушка сразу понравилась своему будущему мужу, греческому монарху, как внешностью, так и славным характером. После венчания в Царском Селе молодые уехали в Грецию и очень скоро греки, покорённые доброжелательностью, обаянием и тактом Ольги, признали в ней “Василиссу тон эллинон” – “королеву всех эллинов”. Говорят, именно эти качества характера перешли на генном уровне её правнучке Софии. Ольга, королева Греции, покорившая сердце монарха и всех его подданных, в девичестве великая русская княжна Ольга Константиновна, была прабабушкой доньи Софии, нынешней королевы Испании.
С русской женщиной связал свою судьбу ещё один король – шахматный. Легендарный кубинец Хосе Рауль Капабланка с первого взгляда влюбился в княгиню Ольгу Ченодаеву, красивую эмигрантку из Тифлиса, обладавшую к тому же незаурядным литературным даром. В юные годы она брала уроки у знаменитого поэта Бальмонта, называвшего ее “солнечной девочкой”. Супруги были очень счастливы в браке и практически никогда не расставались до самой смерти Капабланки. Будучи вдовой, Ольга написала книгу – воспоминание о поездке с Хосе Раулем на турнир в Ноттингем в 1936 году. Несмотря на своё затруднительное материальное положение, она отправила гонорар, полученный за книгу, его родным в Гавану с просьбой купить на всю сумму цветы и положить их на могилу Рауля. Согласитесь, как это по-русски!
Ряд прекрасных имён можно продолжать и продолжать. Сердечные узы связывали итальянского экспрессиониста Модильяни с поэтессой Анной Ахматовой, а французского писателя Ги де Мопассана с художницей Марией Башкирцевой. 30 лет Анри Матисс воссоздавал на многих своих полотнах облик русской красавицы Лидии Делекторской. 13 лет «невенчанной музой» Герберта Уэллса была Мария Закревская. А мексиканский герой-любовник Диего Ривера, трижды коммунист и заметный персонаж богемной жизни, преуспевающий кубист и создатель пролетарских фресок, был так покорён двумя русскими художницами, Ангелиной Беловой и Маревной, что у них обеих родились от него дети.
Русские женщины всегда привлекали к себе людей творческих и талантливых – художников, актёров, поэтов, композиторов. Но и не только их. Глубокую привязанность к русской нигилистке Анжелике Балабановой испытывал в юности Бенито Муссолини. Её взгляды так повлияли на мировоззрение будущего «дуче», что она вошла в историю как его главная наставница. Именно русская провинциалка из Чернигова сделала из итальянского деревенского увальня высокопрофессионального революционера-интеллектуала. Ученик, как это часто бывает, пошёл гораздо дальше учителя, и Балабанова покинула его, став видным деятелем Коминтерна, мечущего громы и молнии в диктатора. Память о наставнице революционно-марксистской молодости была у Муссолини так велика, что оккупационные итальянские войска вели себя на Черниговщине довольно сдержанно. Ещё один диктатор не устоял перед очарованием русской женщины. Адольфа Гитлера пленила популярная актриса «третьего рейха» Ольга Чехова, родственница великого русского писателя и, как выяснилось впоследствии, агент Лаврентия Берия.
Их очень много – русских женщин, вошедших в вечность рядом с мужчинами, творившими историю. Они все разные. У каждой своя судьба. Но давайте задумаемся о том, что их объединяет. Почему любовь, на которую они вдохновляли сильных, талантливых и знаменитых, была непременно страстной, волнующей, с оттенком восхищения и поклонения? Прежде всего заметим, что все эти женщины – личности, причём неординарные, яркие и, как правило, социально реализованные. Они дарили своим мужчинам атмосферу праздника – духовного, эмоционального, интеллектуального или физического.
Возможно, для некоторых ответ лежит в объяснении моего приятеля-англичанина, профессионального психолога, который был женат на русской барышне, ярко, но недолго. Неудачный финал не отбил у него желания познакомиться с кем-то из моих русских подруг. На моё занудное: «в одну реку и на те же грабли» он ответил так: «Всем нам иногда полезен экшн, кому-то больше, кому-то меньше. Каждый участок мозга требует стимуляции, в том числе и сектор волнения, и каждый человек делает это на свой лад. Экстремалы прыгают с высоты и ныряют в глубины, глупые будоражат себя надуманным беспокойством. А я – за красивые мероприятия. Хочу жить насыщенно и ярко, здесь и сейчас. А кто сделает мою жизнь насыщеннее, чем русская женщина? Кто сможет вдохновить больше или любить слаще?»
Наверное, он прав. И все мы, в ком течёт русская кровь, наследницы Анны Петровны Керн, утверждавшей, что «течение жизни есть скучный переход, если не дышишь в нём сладким воздухом любви».
С праздником, дорогие русские женщины! Дышите им, этим сладким воздухом, влюбляйтесь и продолжайте сводить с ума великих и вдохновлять на творчество талантливых. С 8 Марта!