ВИД НА РИМ ИЗ ДЫРЫ В ПОТОЛКЕ

Ольга Вайнер, Фото: Feliz Sanchez

«Тоска» Пуччини в хьюстонской Гранд-опере

Прочитав очередную ругательную статью о себе, Джакомо Пуччини обычно говорил: «Пусть бесятся. Аплодисменты на моих операх весят куда больше, чем ругань всех критиков!» Великий итальянец был прав. Ничто не сможет испортить его музыку: ни злопыхание критики, ни даже…неубедительная постановка. Но всё по порядку…

Опера Джакомо Пуччини «Тоска» украшает репертуар оперных театров мира вот уже 110 лет. Премьера оперы на либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной драме Викторьена Сарду состоялась в римском Театро Костанци 14 января 1900 года. Эта опера – рассказ о страстной любви и разрушенных мечтах в мире коварства и жестокости. События, которые происходят в опере, имеют конкретную дату – июнь 1800 года и раскрывают реальный эпизод борьбы за национальное освобождение Италии. Как ни странно, с самого начала судьба «Тоски» складывалась непросто. Одну из самых репертуaрных опер в мире после её премьеры критики и публика обвинили в недостаточной мелодической оригинальности, а также в певческом (сложные вокальные партии) и сценическом садизме (видимо, имелась в виду сцена пыток). Тем не менее опера выстояла, и по сей день её обожают миллионы поклонников бельканто.

22 января состоялась премьера новой постановки «Тоски» на сцене хьюстонской Гранд-оперы. Маэстро Патрик Саммерс, грамотный и опытный дирижёр, логично выстроил темпы оперы, чутко аккомпанируя солистам. Оркестровая партитура прозвучала по-пуччиниевски сочно и ярко. Благодаря сильным голосам певцов, на сцене не было так называемого «немого кино», хотя форсирующие медные духовые иной раз были готовы заполонить собой всё звуковое пространство.

На первый взгляд, постановка казалась вполне традиционной, но по ходу оперы выяснились некоторые странности. Всем известно, что оперный режиссёр и художники по декорациям и костюмам не работают поодиночке. Именно режиссёр диктует сценический антураж и внешний облик героев, а костюмер и декоратор послушно следуют его воле. Воистину режиссёр Джон Кайрд (John Caird) и дизайнер костюмов и декораций Банни Кристи (Bunny Christie) работали «в одной упряжке» и промахи у них были общие.

tosca_0Во-первых, во всех трёх местах действия (в Церкви Сант-Андреа делла Валле, дворце Фарнезе и тюрьме Сант-Анджело) в потолке зияла огромная дыра (видимо с починкой крыш во времена Римской республики было напряжённо). Во-вторых, картина, которую рисовал Каварадосси (кающаяся Мария Магдалина, она же маркиза Аттаванти) представляла собой пазл из трёх рваных кусков, расставленных на трёх ярусax строительных лесов: на двух были изображены фрагменты носа и глаза (голубые, как полагается), на третьем – рот. Остаётся загадкой, как же в этой «расчленёнке» Флория Тоска могла разглядеть образ своей мнимой соперницы? Кабинет барона Скарпиа режиссёр расположил в подвале. По крайней мере, такое впечатление производила тёмная комнатушка с множеством грубо сколоченных ящиков, пирамидами громоздившихся вдоль стен. И в этом-то антураже принимать оперную диву и по совместительству любимую женщину?

Вообще, то, что действие происходит в Риме, а не в сельской местности, и главные герои – вовсе не зажиточные крестьяне, а представители высшего класса, понять было практически невозможно. В первом действии примадонна оперного театра Флория Тоска предстаёт перед нами в костюме, в котором запросто могла бы петь, допустим, Сантуцца в «Сельской чести», то есть простоволосая, в простеньком платьице с жилеткой а-ля «прачка идёт в церковь». Каварадосси с самого начала оперы ходит грязненький – кровь, пролитая во втором акте, лишь примешивается к многочисленным пятнам краски на его костюме. Полицейские во главе с их шефом Скарпиа все, как один, были лысы, как бильярдные шары и запакованы в одинаковые чёрные сюртуки – кто начальник, кто подчинённые – не разобрать.

tosca_1Но главное: идея «передраматизировать» драматизм Пуччини, видимо, нешуточно завладела режиссёром. Мало того, что на сцене вешают манекен, изображающий Анджелотти (сходство поразительное), так ещё главная героиня в финале, перед тем как прыгнуть с башни, не забывает полоснуть себя ножом по горлу – так, для усиления эффекта. Кровь на сцене льётся рекой, в буквальном смысле, заливая декорации. Теперь вспомним «садизм», которым заклеймили оперу первые её слушатели… Джону Кайрду показалось маловато. А ведь музыкальный стиль опер Пуччини определяется как «веризм», а не «супер-веризм» или «готический кошмар» – жестокой правды в этой опере и так достаточно.

Для большей острастки режиссёр ввёл дополнительный персонаж – его и в помине не было у Пуччини. Это «Маленькая девочка», которая в первом и во втором актах как приведение бродит по сцене, появляясь то в церкви, то в момент убийства Скарпиа. Но помните – «если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно обязательно выстрелит»? В третьем акте Девочка вдруг запела песню пастушка, оттеняющую трагизм сцены в тюрьме. То есть пуччиниевский персонаж, фигурирующий в партитуре, бесследно исчез и был зачем-то заменён на новый, невесть откуда взявшийся. Впрочем к пению двенадцатилетней Элизы Мазевич (Eliza Masewicz) претензий никаких – детский хор HGO растит юные дарования, которые в будущем обязательно раскроются на большой оперной сцене.

tosca0

Состав солистов, как это всегда бывает на спектаклях HGO, подобрался крепкий и добротный.

Пышная Патрисия Расетт – Тоска блистала «стенобитным» голосом и незаурядным сценическим темпераментом. Её голос, хотя и красивый по тембру, разнообразием красок не отличался. По-настоящему тонко Расетт исполнила лишь центральную арию «Vissi d’arte, vissi d’amore» («Только пела, только любила»).

Настоящим открытием для хьюстонских операманов стал молодой тенор Алексей Долгов, ученик Зураба Соткилавы, ведущий солист московского театра Станиславского и Немировича-Данченко, дебютировавший на сцене Хьюстонской оперы. Певческая манера Долгова была той, которую на Западе называют «русской». Ему несколько не хватало той округлости и красоты тембра, которая присуща итальянцам и испанцам, но партия Каварадосси в его исполнении прозвучала ярко, страстно, эмоционально, технически безукоризненно. Верхнее си-бемоль в арии «Recondita armonia» («Свой лик меняет вечно») певец взял без малейших усилий, а коронная ария «E lucevan le stele» («В небе звёзды горели») вызвала шквал аплодисментов.

Раймонд Асето, частый гость на сцене HGO, в роли Скарпиа был не на своём месте, по нескольким причинам. Во-первых, партия написана для баритона, и утробный бас Асето ни в какую с ней не вязался. Во-вторых, господин Асето, на моей памяти, был хорош только в одной партии – Командора в моцартовском «Дон Жуане», где надо было стоять по стойке смирно и изображать «часы с боем». На большие актёрские изыски певец, увы, не способен. Скарпиа в его исполнении получился этаким карикатурным злодеем эпохи немого кино – шаблонным и топорным до абсурда.

Бас Роберт Глидоу превосходно исполнил небольшую роль Анджелотти и запомнился зрителям.

И конечно, хор хьюстонской оперы, который является одним из лучших оперных хоров в стране, оказался в тот вечер на высоте.

Памятуя слова композитора, приведённые в самом начале, восторженных аплодисментов после хьюстонской премьеры «Тоски» было предостаточно, чтобы начисто испарились и впечатления о несуразностях постановки, и недовольства вашего покорного слуги, а остался только восторг от чарующей музыки Пуччини и вечера, проведённого в опере.

Следующими в репертуаре HGO заявлены шедевр Бенджамина Бриттена «Поворот винта» и бессмертная «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского.

До встречи в опере.

47 комментариев

  1. Удивительно, как такой прекрасный театр очень часто ставит такое безобразие? Прекрасные голоса, великолепный оркестр, но то , что происходит на сцене именно безобразием и безвкусием назвать невозможно. И ведь вляпываюсь каждый раз. Первый кошмар был “Лоэнгрин” с немецкими солдатами и генералом ! Вдобавок всё действие сказки происходило в немецкой библиотеке!!! И это убожество преподносят, как новая трактовка. Предпочитаю слушать чудную музыку в старых традиционных декорациях и костюмах. Такого сказочного “Лоэнгрина “слушала в Риме и вдруг…. немцы!!!! Ну а ТОСКА…. такой же безответственный поиск…. послушала, не выдержала и сбежала. При том, что голоса отличные. Особенно русский тенор из Станиславского. Очень жаль, что убивают всякое желание посещать подобные оперы.
    Хотя всё солд аут.

  2. Вы с какого действия сбежали, с первого или со второго? Неужели не послушали, как рыдает “русский тенор из Станиславского” перед смертью?

    И потом, что значит “прекрасный театр”? В театре своего собственного всего-то помещение, да дирижёр с оркестром. Остальное всё завозится – певцы и режиссёры, в том числе. Что приехало, то приехало.

  3. Кляксочка,

    В субботу вечером иду на Тоску, неужели так всё плохо?
    Слушаю русскую музыку сейчас. Мой американский друг из Флориды прислал диск русского скрипача, исполняющего, вернее, продающего свой талант на улицах Майами. Берёт за душу!
    Постараюсь досидеть до конца. ( Тоску) Зачем испортили мне настроение:-(?

  4. Сбежала после второго. Театр- ЗАЛ прекрасный. Вы помните в какое жуткое время его строили? В самую жуткую депрессию нашего времени-в 80-е. Всё в этом здании красиво и торжественно. Но последнее время- как ни стараешься вытерпеть весь этот кошмар- ну никаких сил не хватает.
    Роза, просто когда есть с чем сравнивать- становится себя жалко от полной беспомощности и хочется скорее избавиться от жуткого раздражения.
    Никак не получается абстрагироваться от увиденного на сцене, не сравнивать ничего и ни с чем, а просто слушать музыку с закрытыми глазами:))) Наверное слишком много хочу……:)))

  5. А мне понравилось! Просто Театр – праздник для меня. Изумительные голоса, хор, оркестр!
    Сидела рядом с американцем-“опероманом”:), просвещал меня, что наш дирижер – дирижирует в Метрополитен часто, рассказывал мне о солистах, очень хвалил русского тенора. А Тоска – пение – бесподобна!
    Ну и что, что дыра в потолке:) В конце поняла, зачем, когда повесили одного из героев. Правда висельник отвлекал внимание:)
    А девочка никому не мешала, мой сосед объяснил мне, что она – ангелочек.
    Он знает всё об опере, ездит смотреть и слушать во все страны мира – мою Мариинку также,
    На вкус и цвет – товарищей нет!
    Кто любит музыку, классику – идите. Ведь главное, чтобы Вам лично нравилось, чтобы Ваша душа “пела” после театра!

  6. Вот-вот. А Скарпиа похож на Брюса Уиллиса, и сердце простого американца это, безусловно, должно согревать. :))))

  7. …”Чтобы душа пела”. Некоторые ходят в оперу, чтоб душа пела, а некоторые для “ловли блох” :)))), чтоб потом придираться

  8. В оперу ходят именно для пафосу и тусовки. Современная техника легко воспроизводит качество, и в современных амерриканских кинотертрах налажены прямые трансляции с Метрополитен. На их фоне хьюстонская оперная самодеятельность – именно потусоваться.

    But not that there’s anything wrong with it.

  9. Разрешите с Вами не согласиться. В некоторых моментах… Пафосу в Метрополитен не меньше. А послушать, как так там играет оркестр и (о ужас!) поёт хор – так хоть святых выноси. А солистов, да, можно купить. Уж лучше “потусоваться”, но “вживую”. Иногда полезно. Вот весь бриттеновский цикл в HGO – сплошное попадание в яблочко. Что ни опера – то брульянт! Петь Бриттена – это Вам ни фигушки воробышкам показывать. Самодеятельность Бриттена не потянет ни черта!

  10. Dr.Watson , какое странное слово для определения понятия любви к опере! Тусовка и опера! Ничего более смешного сказать трудно! Какая же это тусовка- сидеть в темноте , и уйти со всеми своими эмоциями в действо, которое многими воспринимается, как какое то не очень понятное явление? Ведь в жизни никто не поёт, а разговаривает:))) Да ещё ходят на ту же оперу по несколько раз, сравнивают и всё равно задыхаются от восторга ощущений?! Ну точно- что-то где-то не так…:))))
    Ходят только потому, что жить не могут без тех эмоций, которые вызывает музыка, исполнительское мастерство, ожидание чуда человеческого голоса , мелодий, оркестра- волшебства оперы.
    А Вы говорите тусовка.
    Я хожу только одна в оперу, чтобы никто не мешал разговорами.
    Мы все разные-поэтому у каждого своя шкала эмоциональных ценностей.

  11. Ещё один наш ответ Чемберлену (Ватсону):
    Не далее как вчера был на концерте арий и HGO. Вот где точно была тусовка – кавалеры в смокингах, дамы в брюликах. Чувствуешь себя как в том анекдоте про собак на прогулке: “А я просто так вышел”. Но такое случается не каждый день.

  12. у Доктора Ватсона просто еще одна задача, кроме обличения мейлордер брайдз – доказать всем, что Хьюстон – провинция, по сравнению с его Далласом. Давайте просто признаем для виду, чтобы человеку было приятно. Ватсон, Москва – тоже большая деревня. А Питер – Эвропа. Ну, как Вам? Уже лучше? 🙂

  13. Мелисса,
    вот ужо Ватсон придет, за косичку дернет за “большую деревню”-то :)))

    но не больно 🙂

  14. Мдяяя, тяжела и неказиста жизнь питерского интеллигента в “большой деревне”. С другой стороны, просмотр трансляций из Метрополитен вполне скрашивает жизнь :)).

  15. С другой стороны, просмотр трансляций из Метрополитен вполне скрашивает жизнь
    ________________________________
    Несомненно. О чём я, собственно, и пытаюсь донести. Если быть любителем оперного искусства, то логичней скрашивать Метрополитеном, чем второразрядной HGO. И обсуждать метрополитеновские новинки.

    Это в прошлом, когда единственным способом приобщения к прекрасному было личное присутствие. При нынешнем уровне звуковоспроизводящей техники на Западе – оное присутствие необязательно. Не говоря уж о трансляциях, существуют вполне качественная домашняя аппаратура с соответствующими записями. А посещения местных опер – остался чисто ритуалом, себя показать, людей посмотреть. “Культурное мероприятие” – как говаривали в СССР.

  16. доказать всем, что Хьюстон – провинция
    ________________________
    Чего тут доказыватьто? Голивуд, например, по результатам проката своих блокбастеров в Хьюстоне и Далласе делает прогнозы по прокату в остальной американской провинции, известный факт.

    Спорить с оным вряд ли можно не кривя душой. Но провинция имеет свои провинциальные прелести, коии многие не променяют ни на какие коврижки жизни по столицам.

  17. Melissa,

    можно вас поздравить? Вы уже в киричном доме своего полицейского принца обитаете? Свершилось?

  18. Dr.Watson Вы напичканы, бесспорно, всякой информацией и о том и о сём и обо всём. Но всё таки живой звук со сцены, ей Богу, не может заменить любая трансляция из Метрополитен в кинозале. Опять же это чисто индивидуальное ощущение и восприятие. Спору нет.
    Простите за вульгарное сравнение- как секс с резиновой куклой тоже , что слушать оперу в трансляции из театра. Суррогат.

  19. Почему же, воспроизведение абсолютно корректное, вполне для проникновения достаточное. Не думаю, что среди слушателей в “живой” опере так уж много с гипертрофированным профессиональным музыкальным слухом, что могут заметить разницу в глубоких обертонах.

    Вам не достаёт на трансляции в кинотеатре, наверное, чувства “приобщения к великому искусству” и прочей мишуры. Обстановки, короче. Как я и сказал – атмосферы культурного мероприятия. В этом нет ничего плохого, просто несколько другой жанр, лишь косвенно к оперному искусству per se. Там опера больше повод…

  20. Dr.Watson, мне по-большому счету, все равно – провинция или нет.

    А поздравлять подождите пару недель. Дела заканчиваю :).

  21. если позволите-останусь при привычном :)) Была в “опере” в кино зале. Суррогат да и только. Наверное это и атмосфера праздничности, и много приятных лиц вокруг( ну ведь не только Вол-март кругом!) Так что скорее всего- каждому своё. И зачем лишать себя удовольствия? Причём такого доступного. А по-поводу Ваших не лестных отзывов о ХГО- это уж совсем ” не из той оперы”. Голоса и оркестр- первоклассные. Художников, правда, частенько заносит, но что делать?:) Иногда бывает полная гармония. Да красота и праздник !

  22. Да красота и праздник !
    _____________________
    После какового возвращаешься с чувством глубокого удовлетворения от удачного проведённого мероприятия.

    Это то самое, что я и хотел сказать. Вполне достойное времяпровождение, ничем не хуже, например, собраться попеть песни за застольем после нескольких рюмок. Явление социального порядка, не культурного. Хотя социализация – тоже важна. И провинциальные оперы вполне нормальныйу инструмент оной.

  23. Dr.Watson, мне по-большому счету, все равно – провинция или нет.
    ___________________________
    Не уверен. Кто-то находит себя в провинции, размышляя зачем он мучался по столичным крысиным гонкам, а кто-то без этих гонок находит идиотизм провинциальной жизни невыносимым. Универсалов нету.

  24. Я имела в виду, все равно, если кто-то считает Хьюстон провинцией :). А относительно театров и опер – я как раз предпочитаю пользоваться “суррогатами”, предоставляемыми современной техникой.

    Кстати, очень точно сказали (если завтра в Хьюстоне снег – это от того, что я с Dr.Watson’ом согласилась, предупреждаю 🙂 ) – про крысиные гонки :))). Правда, половина просто озабочена выживанием, им не до рефлексий. Но опять же благодаря технике теперь можно участвовать в гонках, не выходя из своей хижины в горах, не так? 🙂

    “Идиотизьм провинциальной жизни” – это больше состояние души, по-моему.

  25. Я имела в виду, все равно, если кто-то считает Хьюстон провинцией
    __________________________
    Звучит примерно как “мне всё равно если кто-то считает Землю шарообразной”, а не плоской.

  26. Кто-то там про Бриттена высказывался. Друзья, знайте же меру. Ну чудовищный, ужасный композитор! Какофоничен до неприличия и просто скучен. Посчитайте сколько народа остаётся на его “произведениях” после 1-го акта. У людей уши вянут от его наверченной музыки. Хьюстонскому оперному театру нужно “тщательнее” быть при выборе репертуара.

  27. Про Бриттена, это, таки, я. Каюсь. Люблю. Рыдал на “Билли Баде” от восторга. “Поворот винта” прослушал на одном дыхании.
    Но признаться, музыка “не для всех”.
    А про “какофоничен” и тем более “скучен и наверчен”- это Вы зря. Сразу почему-то вспоминается “Антиформалистичестий Раёк” Шостаковича – как там один подобный товарищ высказывался, что музыка обязательно должна быть “эстетичной, мелодичной, гармоничной и вообще… приятной”, а то это “не музыка, а бормашина или “музыкальная душегубка”. Так и Вы , что ли, считаете? Что всё должно быть причёсано и ладненько, даже если речь идёт о кошмарах войны или, скажем человеческой психики? Музыка – это ЯЗЫК, лексикон, понимаете…
    А люди, которые уходят в первого акта бриттеновских опер просто не подготовленные слушатели, они ни разу не слышали, скажем, оперу Лигети “Великий мертвец” или штокхаузеновский “Свет”. Да что там говорить, “Золото Рейна” Вагнера – такая тошниловка! Видите, у каждого есть свой объект ненависти :)).
    А Бриттен – он прекрасен!

  28. Уважаемый Ку! Прошу прощения если оскорбил Ваши чувства, но всему есть предел. Видете-ли, опера как жанр, достаточно консервативна. Она не терпит модернистских изысков ни в музыке, ни в постановке. Особенно чужды опере музыкальные нововведения, где Бриттен преуспел, как мало кому из композитиров удалось. И дело здесь совсем не в причёсанности и эстетике (у Верди, например, есть очень сложные полифонические куски, трудно воспринимаемые “широкой публикой”, но они оправданы и написаны к месту). Когда же весь музыкальный спектакль превращён в какофонический набор звуков и задержанных хоровых аккордов, то это напрягает и в итоге выталкивает слушателя из зала. Наверное можно наслаждаться этим, но также можно наслаждаться мазохизмом и поздними фильмами Феллини. На вкус и цвет товарищей нет.

  29. Уважаемые меломаны и любители прекрасного!
    Русский культурный центр приглашает на вечер памяти композитора Исаака Шварца.
    Вечер состоится :
    19 февраля в 7:30 вечера в центре “Наш Техас” – 2337 Bissonnet Houston TX 77005
    Марк Зальцберг, многолетний друг Шварца, поделится своими воспоминаниями о нем. Будет демонстрироваться документальный фильм-интервью с композитором.
    Мы покажем отрывки из известных фильмов, для которых написаны полюбившиеся песни.
    Песни прозвучат также в живом исполнении: в вечере участвуют Слава Надворецкий и Настя Белова.
    Ждем вас!
    Более того, если вы сами хотите принять участие и исполнить любимую песню Исаака Шварца, мы это всячески приветсвуем. Единственная просьба, сообщить о выбранной песне, чтобы не получились накладки.
    Пока будут исполняться:

    “В юности матушка мне говорила”, “Песня кавалергарда”, “Дождик осенний”. Пишите, звоните.

  30. Уважаемый MeloMan, Вы абсолютно правы про “на вкус и цвет”. Останемся каждый при своём. Вы будете считать, что Бриттен музыкально неудобоварим, а я, что даже мы с Вами с лёгкостью можем спеть любую из его оперных партий ввиду их природной вокальности.

    Наслаждаться мазохизмом – это нееет, а вот чем Вам поздний Феллини досадил? “Интервью” – это же песня!!!!

  31. Песню под названием “Интервью”, виноват, не слышал, но “Репетицию оркестра”, “Джинджер и Фрэд” и “Голос луны” посмотрел. Такой кино нам не нужен!!!

  32. Да уж, воистину “на вкус и цвет” – “Репетиция оркестра” один из моих самых любимых фильмов. Я уже приехав сюда, никак не могла найти этот фильм, но позднее друзья подарили. А какие фильмы вам нравятся, Меломан?

  33. Американские фильмы. Классика. “Крёстный отец”, “Пролетая над гнездом кукушки”. Очень люблю фильмы с Гарри Олдманом, Эвардом Нортоном, Сьюзан Сарандон (особенно “Мачеха”), Кевином Спейси (например “Полночь в саду добра и зла”). Много чего люблю. Должно быть сделано профессионально и без вычурного идиотизма, который режиссёры демонстрируют как некое неповторимое “своеобразие”. А король-то часто оказывается голый.

  34. “Репетиция оркестра” – это самая, что ни на есть сермяжная правда об оркестровых музыкантах. Кто когда-либо общался с оркестрантами (особенно провинциальными) в “нормальной” жизни или, не дай бог, за дирижёрским пультом, подтвердят это на все 100.

  35. “Репетиция оркестра” – это самая, что ни на есть сермяжная правда об оркестровых музыкантах.
    __________________________
    Смешно. Вообще, Репетиция – самый хрестоматийный образчик жанра притчи. Притча доведённая до абсолюта. Может прикладываться к чему угодно, вплоть до жизни провинциальных оркестрантов.

  36. Доктор, а что имеено смешно, то что хрестоматийный образчик? Для кого “Репетиция” – заумьа для вас слишком хрестоматийно…
    Давайте тогда о чем попроще. Вы посмотрели “Аватар”? Сначала смотреть не хотела – фантастика – not my cup of tea. Но тут пошла из любопытства, должан вам сказать, что зрелище абсолютно захватывающие.

  37. Смешно, что Ku увидел там быт оркестровых музыкантов.

    Что касается 3D версии Покахонтес, что была ребрендута под Аватар, то, небось, Вы и над Титаником с тонущим Ди Каприо рыдали наверняка. На самом деле, и в подмётки не годится хоть тому же District 9.

    Самое приятное впечатление испытал от комедии Zombieland, весьма стильная безделушка.

  38. А чем Район №9 отличается от Аватара? Оба фильма об одном и том же . Просто Аватар – красиво и героично. А Disctrict 9 – уродливо и героично.

  39. “Смешно, что Ku увидел там быт оркестровых музыкантов”.

    Да не быт, а как у них мозги работают.
    А про притчу – это и ёжику понятно…

  40. А чем Район №9 отличается от Аватара? Оба фильма об одном и том же .
    ________________________________________
    Ну так можно сказать, что и между почтовыми невестами и жёнами декабристов – никакой разницы. Всё об одном и том же.

  41. Про указанные фильмы у меня есть мнение, т.к. я знаю, о чем говорю. А вот про почтовых жен, равно как ипро жен декабристов я ничего сказать не могу, т.к. не знакома с вопросом. Конечно, Вам, Watson, виднее. Вы в вопросе почтовый жен эксперт, по-моему, уже все заметили. 🙂

  42. а че ,классно, каждые три года 18 летняя жинка….нормальный ход….и никакого гемороя!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментарии закрыты.