ПУТЬ В КИНО НАТАЛЬИ ФИСЯК

Ирина Берман

В кино приходят по-разному. Наверное, каждая вторая девочка мечтает стать актрисой, но по мере взросления мечта улетучивается. Бывает и так, что молодые люди заканчивают колледж, получают профессию кинорежиссера или любую другую «околокиношную» специальность, но не найдя себя, продолжают учебу уже совсем в другой области и начинают заниматься чем-то более «земным».

У жительницы Хьюстона Натальи Фисяк все сложилось совсем по-другому. Ее всегда интересовали кино и театр, но в семье все были больше «физики, чем лирики». Наверное, поэтому Наталья окончила далласский университет SMU и стала успешно занималась бизнесом в Хьюстоне, хотя мысль о кино ее не покидала. Благо здесь, в США в любом возрасте можно учиться и кардинально менять свою профессию.

В 2005 году, продолжая работать, Наталья начала искать какие-то классы кино и нашла их в Муниципальном колледже Хьюстоне. Здесь она стала заниматься с режиссером Риком Харрингтоном, беря отдельные классы на протяжении двух лет. Жена Рика Кэрол – профессиональный кинопродюсер, и они начали работать вместе. Наталья сняла 5 короткометражных фильмов (один из них «Dissonance» был принят на Каннский фестиваль) и несколько музыкальных клипов – все это были студенческие работы. К этому времени она уже была мамой двоих детей и работу бизнес-консультанта оставила. В 2014 году она вместе с Кэрол сняла первый документальный фильм «Движение Пуси Раят», как раз когда девушек арестовали и посадили в тюрьму. На этот раз фильм был профессиональный с бюджетом и показами, в том числе на кино-маркете во время Каннского фестиваля. У фильма было две дистрибьюторские компании, и он был показан в разных странах по кабельным каналам и телевидению. По словам Натальи, это был очень интересный момент в ее жизни, потому что она встретилась с людьми, которые занимались не просто искусством, но использовали его для выражения своих политических вглядов. «Я долго пыталась понять, для чего искусство как таковое, должно ли оно просто нести людям красоту или выражать что-то большее», – рассказывает Наталья. Поэтому после документального фильма она долго думала, что же делать дальше.

Так получилось, что два года назад её мужа Дениса Прокофьева перевели по службе из Хьюстона в Санкт-Петербург, и Наталья вернулась на родину. Там она обратила внимание на программу «Высшие курсы режиссеров и сценаристов» (ВШРИС) при Ленфильме, где ее очень заинтересовал кинорежиссер Юрий Фетинг, преподающий, условно говоря, не голивудское, а фестивальное кино. Наталью всегда больше привлекал артхаус, среди любимых режиссеров она называет Андрея Звягинцева и Франсуа Трюффо. К Фетингу в мастерскую Наталья и поступила учиться.

«Мне необыкновенно повезло, – считает Фисяк. – Мой мастер очень талантливый и незаурядный человек. С кем он только не работал! Его последний фильм «Небесный верблюд» был номинирован на главный приз на Берлинском фестивале, что просто очень круто! Его фильмы получали сотни призов на фестивалях по всему миру. Юрий Николаевич вдохновлял меня и моих сокурсников своим отношением к делу».

Курсы длятся два года, но по окончании мастер продолжает с тобой работать над дипломным проектом. Для диплома Фетинг предложил своим студентам экранизировать известное литературное произведение.

«Я принялась перечитывать короткие рассказы разных авторов, в том числе и Чехова. Хотелось выбрать произведение с юмором, созвучное с тем, что происходит в России здесь и сейчас, – рассказывает Наталья. – Решила экранизировать чеховскую «Лошадиную фамилию».

Короткий рассказ был переписан в сценарий. Начались поиски натуры для сьёмок. Наталья пересмотрела на интернете множество фотографий разных домов и усадеб в Петербурге и Ленинградской области и наткнулась на фотографии усадьбы Набокова в Рождествено с великолепным видом и волшебной аллеей, ведущей в дом. Рождествено – это село, находящееся в 25 минутах езды на юг от Гатчины. У озера на большом холме расположен дом, построенный в XVIII веке и принадлежавший когда-то дяде Владимира Набокова. Здесь проходили детские годы писателя. После пожара старый дом был восстановлен. В свое время здесь размещалось общежитие техникума, а с 1974 года – музей. «В усадьбе было все, что нужно – красивые гостиные, старинная кухня, коридоры, крыльцо и парк, – рассказывает Фисяк. – Я стала мечтать об организации съёмок именно там, понимая, что усадьба находится в двух часах от города Петербурга (что далеко) и понимая, что это музей… Но все-таки в сентябре с помощью письма из ВШРИС мне удалось договорится с музеем».

Но сценарий и место для съемок – этого еще не достаточно, чтобы эти съемки начать. Ведь даже 25-минутный художественный фильм с профессиональными актерами, операторами, осветителями, костюмерами и т.д. стоит немалых денег. Являясь студентом, ты получаешь большую поддержку от профессорско-преподавательского состава, дополнительную скидку в 75% на костюмы и реквизиты из Ленфильма смогла получить их продюсер из КИТа (Институт кино и телевидения). Кроме того, у Натальи сохранились связи со своими американскими продюсерами, которые согласились ее поддержать. Поэтому на половину проекта была получена поддержка, а вторую половину нужно было финансировать самостоятельно. Но и финансовая база – это еще не все.
«Чтобы снять фильм, нужна команда! – рассказывает Наталья. – А лучше сплоченная команда, как наша!»

В поиске профессиональных актеров тоже очень помогли в администрации школы ВШРИС с доступом к прекрасной базе актеров kinooko. В фильме участвовало полсотни талантливых артистов в возрасте от 10 до 80 лет.

Одна из них Светлана Киреева. «Она хотя и была самая мудрая актриса на проекте с сотней отснятых ролей на Мосфильме и Ленфильме, зажигала, будто ей 18 лет, – вспоминает Наталья. – Сколько энергии и жизнерадостности в этом человеке! Талантливая, неповторимая, яркая, терпеливая, вся съемочная группа от нее была в восторге. Ее истории о том, как она приехала из глубинки в Петербург без копейки в кармане, чтобы осуществить свою мечту стать актрисой и поступить в актерскую академию, просто вдохновляют. Как у нее не было прописки, и она уговорила первую встречную женщину вписать ее в свою квартиру, чтобы у Светланы была возможность учиться (без прописки в академию не брали). В фильме Светлана появляется в роли обезумевшей бывшей няньки генерала, которая уверенна, что если генерал поцелует икону с конем былинным, то зубная боль сразу пройдет».

Также в проекте приняли участие Валерий Анатольевич Зиновьев , Анастасия Барашкова и известный актер Яков Шамшин. Вы можете узнать его по ролям в фильмах «Батальон», «Мы из будущего», или по другим фильмам и сериалам его обширной фильмографии.

Наталье удалось познакомиться с талантливым художником по костюмам Анастасией Поташкиной, которая до этого работала над фильмом «Матильда», и художником- постановщиком Татьяной Мельниковой.

Как уже было сказано, усадьба в Рождествено – это музей, поэтому на съемку было выделено три дня, за которые надо было отснять 16 сцен. Перед этим шла напряженная работа по кастингу, разработке костюмов и организации съемок. Во всем помогали режиссеры из мастерской Юрия Николаевича Фетинга: Нелли Шаяхметова, Александра Филенко и Анфиса Чулкова. «Мне повезло, у меня было два вторых режиссера – Andrea De-Trua и Нелли Шаяхметова – и талантливый оператор Мария Бережная!» – рассказывает Наталья.

Сейчас все отснято, закончен монтаж, идет озвучание и коррекция цвета. Наталья надеется, что осенью все будет завершено. Сама она руководит процессом из Хьюстона, так как приехала сюда на роды. Скоро у двоих ее сыновей 10-летнего Артура и 11-летнего Руслана появится сестричка. Оба они вернулись на какое-то время в Хьюстон. Руслан снимался в мамином фильме, но именно Артур неожиданно решил серьезно заняться актерским мастерством, сейчас он берет частные уроки, хочет стать актером. Наталья думает задержаться в Техасе до конца года, а потом поедет снова в Петербург, где хочет продолжить учебу.

Что же касается фильма «Лошадиная фамилия», то она планирует послать его на несколько международных фестивалей: Sundance и South by Southwest (последний здесь, в Техасе), посмотрит еще нью-йоркские и канадские фестивали ну и, конечно, российские. «Было бы идеально продать его на телевидение, – мечтает вслух Наталья, – сейчас на российском телевидении запретили рекламу лекарств, так как многие занимаются самолечением. Как раз этот фильм и высмеивает самолечение, так что он может оказаться довольно актуальным».

В январе состоится защита диплома, а потом Наталья собирается походить еще на классы, которые пришлось пропустить из-за отъезда в Хьюстон. На будущий год она очень хочет попасть на двухгодичные курсы Мельницкой по сценарному мастерству.

А мы, в свою очередь, очень надеемся, что техасские зрители смогут увидеть фильм «Лошадиная фамилия» уже в этом октябре в рамках нашего ежегодного фестиваля «Образы России». Следите за рекламой.