ИСТОРИЯ ДВУХ ОЗЕР

Н.Т.

 НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

1Озеро Каддо (Caddo Lake) и водохранилище (Sam Rayburn Reservoir) отличаются друг от друга, насколько озера могут отличаться, но перед ними все более остро встает одна и та же проблема.

Каддо необычайно живописно. Оно окружено громадными деревьями с бородами свисающих лишайников. Каддо – единственное натуральное озеро в Техасе. Оно богато разнообразной фауной, его дикие берега привлекают к себе туристов. Описывая это место, люди часто употребляют прилагательные «волшебное», «фантастическое».

Водоем Sam Rayburn Reservoir был построен Корпусом армии инженеров США (U.S. Army Corps of Engineers (USACOE)) в 1965 году. Каждый год здесь проходят сотни рыболовных турниров, которые приносят миллионы долларов местной экономике. Когда речь идет об этом водохранилище, на ум приходят слова «очень многолюдное», «экономический водный центр».

Эти два озера абсолютно одинаковы лишь в одном аспекте: их атакует гигантская салвиния, которая может полностью загубить всю ценность этих водоемов. То, что происходит сейчас с этими озерами, скоро, очень скоро может случиться с другими озерами неподалеку от вашего дома.

Если колония гигантской салвинии разрaстается возле лодочного причала на Sam Rayburn Reservoir, вероятность того, что она появится в других водоемах штата и всей страны, очень велика, т.к. люди приезжают во своими лодками на разные озера и переносят салвинию на лодочных прицепах по всей стране.

Родом из Бразилии гигантская сальвиния (Salvinia molesta) плавает на поверхности воды. Растение без корней, относящееся к семейству папоротниковых, за неделю удваивает свою популяцию. Два года назад всего 100 акров водной глади озера Каддо было покрыто гигантской салвинией, и водные гиацинты предсталяли гораздо большую проблему. Повышенная химическая обработка против водных гиацинтов расчистила поверхность воды, и ее тут же заняла гигантская салвиния, разросшаяся более чем на 1000 акров. Это при том, что основной сезон роста в этом году только начинается. Кроме Каддо и Sam Rayburn этим растением заражены десятки других озер.

Оставленная без контроля, гигантская салвиния может образовывать сплошные маты толщиной до 3-х футов, которые не пропускают в воду свет, останавливают рост мельчайших организмов, которыми питаются более крупная живность. Вода становится кислотной. Разлагающиеся растения поглощают растворенный в воде кислород, так необходимый для рыб и других организмов, населяющих водоем. Такой процесс обычно происходит в пещерах, мелких водоемах со стоячей водой и подпорных водяных зонах – тех местах, где обычно разводят мальков. Катание на лодках, купание и рыболовство становится невозможным из-за затора водных течений. Водные течения и рыба исчезают совсем.

Очевидно, что гигантская салвиния потенциально становится природным оружием массового уничтожения. Как бороться с этим растением, каковы наши шансы на успех? Рассмотрим детали.

Озеро Каддо

Как уже упоминалось, это единственное озеро в Техасе, созданное природой, а не людьми. Согласно Ken Shaw, председателю навигационного района Cypress Valley, подчиняющегося законодательным органам штата и отвечающему за водные пути и разметки на озере, Каддо уникально еще и в том плане, что не имеет своей администрации, которая бы несла за него ответственность.

Несколько организаций трудится над тем, что пытается разработать план борьбы с гигантской салвинией. Логичнее всего, чтобы навигационный район Cypress Valley возглавил эти усилия. Он уже получил на это фонды из различных источников, в том числе и от законодательных органов штата Техас на опрыскивание гигантской салвинии разрешенными гербицидами. Эти работы должны координироваться Департаментом парков и дикой природы Техаса (TPWD). Была попытка устроить заградительный барьер через все озеро шириной в две мили, который должен был предотвратить распространение растения со стороны Луизианы, но ничего из этого не вышло.

В борьбу с растением должны включиться местные жители. Ведь если гигантская салвиния покроет все озеро, здесь ничего не останется. Кроме охоты, рыболовства, прогулочных лодок и палаточных городков на берегу, вокруг озера расположено множество мотелей, ресторанов, небольших гостиниц, существование которых зависит от природной красоты этого озера. Никто, кроме самих жителей прибрежных районов, не спасет уникальное место.

Водоем Sam Rayburn

Наиболее вероятно, что источником, заразившим озеро, стал другой водоем – его восточный сосед Toledo Bend. Растения прилипли к лодочным прицепам, путешествующим от озера к озеру. Специалист из TPWD Ховард Элдер рассказывает, что в сентябре 2008 года на озере Sam Rayburn было обнаружено 4 небольших колонии салвинии, которые были уничтожены. Важно подчеркнуть, что участки эти были отмечены специальными предупредительными знаками размером в несколько футов. Эти знаки предупреждали хозяев лодок об опасности. Людей просили проверить и почистить свои лодки, перед тем как покинуть лодочные причалы. На предупреждающих знаках были нарисованы сами растения и сообщалось о том, что перенос гигантской салвинии является нарушеним закона класса С и облагается штрафом в размере $500 за каждое растение.

Во время последнего турнира по ловле басса на озере собралось около 5000 лодок. Элдер нашел достаточно свидетелей того, что предупреждающие знаки были проигнорированы. «Гигантская салвиния была обнаружена на лодочных прицепах у причалов и у воды подле причалов, – рассказывает он. – Люди привезли растение с собой. Перед турниром мы тщательно обследовали все озеро Sam Rayburn, заглянули в каждую извилину, в каждую заводь. Все абсолютно было вычищено».

Борьба продолжается

С разрастанием гигантской салвинии в Каддо и Sam Rayburn эта весна будет особенно жаркой для бригад опрыскивателей из TPWD и Навигационной службы Cypress Valley. Бригады будут работать на Каддо в начале мая, чтобы обработать 1000 акров зараженной воды. Только на одни химикаты будет потрачено $75000, что не гарантирует успех. Администрация реки Sabine потратит более $100000 на борьбу с гигантской салвинией на озере Toledo Bend, что не уничтожит ее полностью, но уменьшит популяции, чтобы не распространять заразу на другие водоемы.

«У нас нет досточных средств, чтобы выиграть эту битву, – говорит Элдер. – Единственный способ победить гигантскую салвинию – это объединить усилия всех, кто спускает свою лодку на воду».

Поводы для размышления

Программы охоты и рыболовства TPWD основаны на концепции «пользователи платят». Деньги от продажи охотничьих и рыболовных лицензий и налоги на экипировку покрывают содержание администрации, обслуживающего персонала, уход и защиту парков и водоемов. При том что многие открытые для публики водные резервуары были созданы для других целей, а не только для отдыха населения. При создавшейся ситуации с гигантской салвинией возникает ряд вопросов.

Кто несет ответственность за то, чтобы воды, открытые для населения, не заражались новыми организмами. Департамент парков и дикой природы Техаса (TPWD), контролирующая администрация, водные округа, использующие водоемы или кто-нибудь еще?

Должен ли каждый платить за расходы по очистке из-за тех нескольких, которые намеренно или ненамеренно заразили воды техасских озер экзотическим растением?

На каком-то этапе расходы на очистку озер становятся большой финансовой проблемой. Должны ли власти прекратить или органичить доступ населения к озерам, чтобы предотвратить проблемы в будущем?

o0Чем вы можете помочь

Будьте информированы. Посмотрите, как выглядит растение, заражающее водоемы.

Покидая причал, очистите свою лодку, лодочный прицеп, шины автомобиля от любых водных растений и выбросите их в специально отведенное для мусора место.

О подозрительных растениях обязательно сообщите в TPWD по номеру 1-800-792-4263 и администрации водоема.