В СТОЛИЦЕ “ПОДНЕБЕСНОЙ”

Владимир Патрунов

РАССКАЗ НА КОНКУРС О ПУТЕШЕСТВИЯХ

k1Длинный автобус запарковался на одной из улочек Пекина, примыкающих к знаменитой площади Тяньаньмэнь. Выйдя из него, мы сразу же оказались в невероятной толкучке.

Мы – это русскоязычная группа туристов из разных городов Америки, Канады, России. А вокруг нас были шеренги однообразно одетых китайцев и другие туристы, идущие в одиночку или кучками. Случайно возникающие пустоты сразу же заполняли ватаги бродячих торговцев сувенирами.

Наш пекинский гид- китаец, попросивший называть его Игорем, шел впереди с медвежонком наверху шестa, а замыкала группу наша сопровождающая – китаянка Ли, умело вылавливающая в толпе отстающих. Пройдя металлодетектор и проверку всех сумок, наша группа с большим трудом протиснулась на открытое пространство в центре площади.

Площадь и ворота Тяньаньмэнь

ПлощадьТяньаньмэнь, прежде всего, поражает своими размерами: 800 на 500 м – она, по праву, самая большая в мире. На западе площади расположено громадное серое с колоннами здание Народного собрания с гербом государства на фронтоне. На него смотрит мавзолей Мао Дзэдуна, к которому черной лентой (по цвету курток) очередь желaющих его посетить.

В середине главной площади столицы и, можно сказать, всего Китая располагается, как и положено, Памятник народным героям, воздвигнутый с благословения самого Мао. На постаменте 40-метровой стелы отражены важнейшие события новейшей истории государства: от сжигания опиума в 1840 г до перехода народно-освободительной армией реки Янцзы в 1949 г. А вот когда попадет на этот монумент расстрел студентов в 1989 г. вокруг этого же памятника, пока еще не известно никому.

Cейчас здесь мирно маршировали молодые люди со знаменами, выполнявшие какой-то ритуал. Четким строем пересекал площадь по диагонали взвод подтянутых солдат меняющегося караула. Над площадью реял официальный государственный флаг Народной республики. В другом конце площади стояли могучие ворота под тем же названием Тяньаньмэнь, что в переводе на русский язык означает “Небесное спокойствие”.

Широкие ворота с узором из бирюзы и золота пришли из глубокой древности, но сейчас в их центре висело большое изображение Мао Дзэдуна. Наш гид Игорь пояснил, что портрет время от времени подновляется и “вождь становится все моложе”. Как тут не вспомнить нашу песню недавних лет: «И Ленин такой молодой…»!

Гугун – пурпурный запретный город

За воротами Тяньаньмэнь расположена древняя резиденция императоров.
По-китайски она зовется Цзыцзинген, что в переводе означает «Пурпурный запретный город», но сегодня в ходу имя Гугун – «Место прежних правителей».
Взаимное расположение площади Тяньаньмэнь и Гугуна напоминает наши Красную площадь и Кремль. Но в целом эта аналогия неглубокая: пекинский комплекс значительно больше и несколько старше московского.

Китайский Гугун во многих отношениях уникален. – макеты и фотоснимки его дворцов украшают многие музеи мира. Поражает, прежде всего, четкий план всего сооружения: со всех сторон оно закрыто каналами, а чтобы пройти Гугун насквозь по центральной оси надо миновать четверо величественных ворот и восемь центральных павильонов!

Отдельные дорожки и двери предназначались только для императора – он ведь был «сыном бога»! Отсюда и пышные названия ряда строений: к примеру, тронный павильон называется Тайхэдянь – «Зал небесной гармонии». Внутренние дворы ансамбля украшены громадными скульптурами драконов и другими символами могущества деспотичных императоров.

Но и, казалось бы, обычные предметы быта – чаны для сбора дождевой воды удивляют как размерами, так и красотой отделки: в диаметре они больше метра,
а их боковые поверхности украшены масками вымышленных зверей с кольцами
в зубах, которые стянуты массивной ручкой для поднятия сосуда.

Гугун имеет статус музея – в нашем понимании «музея-заповедника». Всюду имеются пояснительные таблички с текстами на китайском и английском языках. При нас посетителей было много, но «пробки» возникали только в удаленной от входных ворот – женской – части ансамбля, где расположены многочисленные небольшие павильоны для наложниц владык. Эти помещения можно было рассматривать только через окна.

Во время «фотопауз» молодые китайцы-посетители музея охотно подходили
к нам, больше жестами, чем словами, выражали свое уважение и приглашали сфотографироваться с ними. Видимо, они не боятся контактов с иностранцами.

Не выходя из Гугуна, можно посетить внутренние сады императоров. Они начинаются с небольшого дворика, где сохранились иссохшие, еле живые стволы очень старых деревьев. Они окружены оградой и цветочными клумбами и охраняются свирепым львом с взъерошенной гривой. Более того – эти сухие остатки некогда роскошных деревьев удивительным образом подчеркивают старину дворцовых построек вокруг!

…Последние ворота, мост через широкий ров и мы с сожалением – удастся ли еще вернуться сюда ? – покидаем запретный город. А перед глазами встает картина великолепных садов у подножия двух холмов. На вершине одного из них – красивая обзорная беседка, вторую – уже в императорском парке Бэйхай – венчает белая буддийская пагода.
k

Ступеньки, ведущие к облакам

На равнине за пределами Пекина совершенно неожиданно возникают горы, которые пересекает рукотворная стена! Сюда мы приехали на автобусах.

От остановки автобусов до ближайшей башни всего 200-300 м, на протяжении которых расположились торговцы сувенирaми, a около входа – группа молодых китаянок в ярких национальных одеждах, с которыми можно сфотографироваться.

Подъем по стене с первой башни на вторую труден, так как ступеньки очень высокие – приходится держаться за перила. На внутренней стороне стены на гвоздях висит множество маленьких замков. Ключи от этих замков молодожены – для укрепления своих еще незрелых союзов – выкинули с высоты подальше, кажется, этот обычай стал международныым !

Наконец цель достигнута – можно перевести дух и взглянуть через бойницы сторожевой башни на окрестности. Стена не обходит горы, а шагает прямо по изломанной линии хребта. С обеих сторон кирпичной кладки – кустарники и невысокие деревья. В пору нашего посещения – дело было в апреле – лес внизу стоял голым, только бело-розовыми пятнами заявлял о себе цветущий миндаль.
Пока люди постарше осматривались и фотографировались, молодежь шла на следующую, третью башню. За ней шла четвертая и еще выше. Башни и связывающие их галереи теряются в облаках.

Стена, построенная в 15 веке императорами династии Мин для защиты от кочевников с севера, тянется на 8851км .

Ламаистский монастырь и храм Неба

На следуюший день мы снова в автобусе на широких ровных улицах Пекина.
Недавние Олимпийские игры оставили городу ультрасовременные стадионы, куда сейчас водят экскурсии. Город застроен красивыми12-14 этажными жилыми и офисными зданиями из стекла и бетона, но новых строений в восточном стиле мало. Встречные потоки машин разделены невысоким проволочным забором, а поперек воздвигнуты подземные переходы или изящные воздушные переходы.

Мы подъезжаем к Юнхенгуну – самому большому в городе буддийскому монастырю, храм был перестроен в таком виде, как сейчас, в 1746. Его парковочная площадка пестрит ярко-желтой одеждой лам-монахов. Слышен барабанный бой на фоне приглушенной музыки, в воздухе разлит запах благовоний.

Через внушительную входную арку идем к храмам-павильонам, которых здесь пять. В каждом – многочисленные скульптуры Будды и его учеников, самая большая из них – стоящий учитель-бог из единого куска сандалового дерева высотой 26 м. Из-за ограниченного размера святилища сфотографировать, да и рассмотреть колосса можно только по частям. В других помещениях проводятся чайные церемонии, располагается музей скульптур и предметов религиозного культа из Тибета.

В монастыре тесно, кажется, что фигурки людей и зверьков на углах покатых крыш готовы в любой момент перепрыгнуть на соседние строения. Во двориках на деревьях висят колокола, на стене – ряд одинаковых с виду молитвенных барабанов.

Здесь же перед павильонами и внутри их молящиеся зажигают пучки курительных палочек, сжимают их в руке и отдают низкие поклоны всем четырем сторонам света по очереди.

Среди совершающих обряд много молодежи. Наш гид Игорь поясняет:
«Ходить в буддийский храм в Китае сейчас модно».

Еще более важный религиозный объект Пекина – храм Неба, по-китайски Тиан Тан, построен в 15 в. для самих императоров! Они дважды в год покидали Запретный город, чтобы весной обратиться в храме с просьбой о хорошем урожае и вознести благодарственную молитву осенью. Здесь «Сыновья неба» беседовали с самим Небом напрямую – в молельном зале нет скульптур идолов. Центральное сооружение храма – это три стоящие друг на друге мраморные платформы идеально круглой формы, а в середине – круглый 3-х этажный молельный зал с бирюзовыми – под стать цвету неба – крышами. Наклонные плиты между лестничными маршами украшены замечательной каменной резьбой: растения, звери, драконы переплетаются в невообразимый клубок.

В отличие от тесноты буддийского монастыря, плотно зажатого многоэтажными современными домами, ворота и павильоны храма Неба расположены в громадном Городском парке и разделены приличными расстояниями – на соединительных аллеях выделена центральная дорожка для шествования самого императора.

При нас парк был полон: культовые здания осаждались туристами, а на всех дорожках и свободных площадках находилось множество людей. В обычный будний день около полудня тысячи, может быть десятки тысяч китаянок и китайцев с улыбками танцевали, упражнялись с цветными лентами и мечами, играли на свежем воздухе непривычными нам предметами.

Пораженные этой картиной, мы спросили наших сопровождающих: «Что это все значит?» Ответил Игорь: «Так наши пенсионеры проводят свободное время».

А Ли добавила: «Люди наслаждаются своей жизнью!»